+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Не пропустить Рождество
Просмотров: 922     Комментариев: 0

5 поводов пойти на Рождественское богослужение

 

Этот материал для тех, кто любит праздник Новый год больше, чем Рождество Христово. А также для тех, кто, несмотря на это, чувствует в нем особый таинственный смысл, пусть даже до конца не ясный. Этот материал для тех, кого не смущает неевропейская тихость и немасштабность, а по сути несветскость этого праздника; кто ощущает, что в веренице новогодних выходных Рождество Христово — день все-таки незаурядный. И, наконец, для тех, кто в глубине души этот день хотел бы встретить тоже как-то по-особенному, но пока не признается себе в этом или не знает как…

Это станет событием

 

Практически все праздники отмечаются одинаково: застолье со вкусным угощением, круг родных и близких людей, обсуждение последних новостей, различного рода развлечения. Вариации если и существуют, то небольшие. Новогодние каникулы для многих и многих наших граждан превращаются, по их собственному выражению, в череду похожих друг на друга, хоть и праздничных, дней с неудержимым объядением и почти круглосуточным просмотром телевизора. «Зачем это нужно?!» — то и дело слышатся восклицания. Действительно, человек так устроен, он ко всему привыкает и теряет остроту ощущений. И даже такой долгожданный и любимый нашим народом праздник, как Новый год, теряет свое очарование уже на третьи сутки. Что уж говорить о 7 января…

Вот вам и первый повод. Надоело отдыхать, надоело мучить пищеварение, все фильмы пересмотрены, лыжи сохнут в углу, а коньки уже пора снова затачивать? Правильно, Вам срочно нужно какое-то новое проживание праздника как такового. Поверьте, православное богослужение не похоже ни на что иное в мире! Тем более в Рождество Христово.

Этот праздник принято встречать в самые первые минуты нового дня, поэтому Рождественское богослужение совершается ночью — с 6 на 7 января. Пойти в храм на службу... Если раньше вам никогда не приходило такое в голову или вы крайне редко бываете в храме, это станет событием. Тем более, верить в Бога, чувствовать, что Он есть, возможно, даже обращаться к Нему с просьбами и не приходить в Его дом — разве это не странно? И, согласитесь, еще более странно, желая поздравить кого-то с днем рождения, не прийти к нему в гости и не разделить с ним радость торжества.

Праздник лучше его ожидания

 

Особенно в детстве это ощущается: ждешь праздника, ждешь, так и трепещет сердце, так и замирает, предвкушая праздничную радость, а наступит — и почти сразу приходит чувство опустошения. Вот только что он приближался, словно огромный стремительный поезд, завораживая далекими гудками, и вот налетел, сверкая огнями и громко отстукивая колесами веселый ритм, и пронесся, не давая разглядеть пассажиров в окнах, посчитать вагоны и разобрать, где кончается один и начинается другой… И всё, и уже только хвост состава виден, еще мгновение — и едва различим… То ли был, то ли не был… Недаром говорят, что ожидание праздника лучше самого праздника.

Так вот, внимание, повод второй: с христианскими праздниками такого не бывает! Но только в том случае, если человек дает себе труд сердечно в них поучаствовать. Когда мы приходим на богослужение, то становимся соучастниками того события священной истории, которое отмечает Церковь. Ведь молитва — это живое общение с Богом, с Божией Матерью, со святыми, то есть с виновниками торжества. И действительно, после службы чувствуешь не опустошение, а наоборот — наполненность, душевный подъем, даже если одолевает усталость. От ожидания к самому празднику идешь по восходящей, а потом чувствуешь себя как растение, напоенное влагой, влагой, которая дает жизненные силы. И даже если у человека нет возможности до конца осознать смысл празднуемого события, даже если слова песнопений ему непонятны, он все равно может быть причастным к общему молитвенному предстоянию. Помолиться Богу своими словами, попытаться хоть какие- то фразы расслышать и понять их значение — вполне посильная задача для каждого. Кто-то из священников сказал однажды: «Ну, тебе же «Господи, помилуй!» понятно? Вот и говори это Ему от всего сердца — такое будет твое участие, а потом и остальное разберешь». Христос родился в мир, Бог стал человеком, чтобы примирить человечество с Отцом Небесным, просто потому что Он нас любит — всех и каждого. Каждого! Если вдуматься, вчувствоваться в это, разве может появиться в душе опустошение?!

«Слава Обожившему природу земнородных»

 

Повод третий — непосредственно Рождественская служба. В эту ночь в храмах всегда очень теплая атмосфера, уютная, несмотря на множество народа. Если человек не будет намеренно воздвигать между собой и остальными пришедшими на службу стену, то он обязательно почувствует себя здесь своим. Ну и пусть в первый раз, ну и пусть не всё понятно, но это же наша общая радость! Как в Новый год, когда всякий ощущается близким, дружественным, только еще многим больше, ведь Господь пришел в мир для каждого из нас! Сам Господь пришел именно ко мне, и это уже свершилось, и никогда ничьими усилиями не изменится. Наверное, поэтому этот праздник такой теплый.

Храмы к Рождеству украшаются душистыми елками, в центре, как правило, располагается вертеп. Его чаще всего делают из еловых веток, а внутрь помещают икону Рождества Христова. Богослужебные тексты довольно сложные, особенно для восприятия на слух. Но есть то, что обязательно надо расслышать.

Во-первых, песнопение, которое многократно повторяется в течение службы — тропарь праздника (краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается его сущность):

«Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии / звездою учахуся / Тебе кланятися, Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты востока. / Господи, слава Тебе» (то есть «Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!»).

Кондак Рождества звучит реже. Он дополняет тропарь и углубляет для нас значение вспоминаемых событий:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит. / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Oтроча Младо, Превечный Бог» (то есть «Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же за звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, предвечный Бог!»).

Если прислушиваться к тому, что поется и читается, можно полнее воссоздать для себя картину происходившего в Вифлеемской пещере, а вместе с тем и во всем мире. Рассказывается об этом очень поэтично. К церковнославянскому быстро привыкаешь и потом просто погружаешься в эту языковую стихию и уже интуитивно догадываешься о смысле слов. И уже скоро можешь без труда разобрать: «Слава и хвала на земли рожденному / и обожившему земнородных существо / Христу Богу нашему» (то есть «Слава и хвала на земле Рожденному и Обожившему природу земнородных, Христу Богу нашему!”») и изумиться красоте и глубине этого.

То есть став человеком, Христос в Себе Самом навсегда преображает человеческую природу и делает человека способным уподобиться Богу, точнее восстанавливает эту способность, утраченную Адамом и Евой после грехопадения. Христос в Себе Самом навсегда преображает человеческую природу и делает человека способным уподобиться Богу, точнее восстанавливает эту способность, утраченную Адамом и Евой после грехопадения.

Кто молодец?

 

Четвертый повод вроде бы самый незначительный и даже забавный, но все-таки весомый. Выстоять всю ночную службу, которая, кстати говоря, довольно длинная, — это своего рода достижение, а для некоторых вообще рекорд. Я смог, я не размазня какая-то. Вон бабули стоят, а я что же? Такая мотивация не может быть самоцелью, но навык преодоления себя в любом случае не помешает. Тем более те, кто уже хоть раз пытался преодолеть себя не ради фигуры, карьеры или чего-то иного утилитарного, а ради другого человека или ради Бога, знают, как это на самом деле сложно. Те, кто все же не уверен в своих силах, могут посетить Божественную литургию утром 7 января. В разных храмах она начинается обычно в 8.00 или 9.00.

Чудо обязательно случится

 

И наконец, повод пятый и на деле главный — само Рождество! Это, безусловно, праздник о чуде встречи человека (человечества) и Бога. Встретиться со Христом по-настоящему можно, конечно, в любой день и в любом месте. Но, стоя на богослужении, ты становишься свидетелем этого чуда, вспоминаешь о нем, сердечно в нем участвуешь, а стало быть, приближаешь чудо своей собственной персональной встречи с Богом. Ее ни с чем не перепутаешь: это как в толпе незнакомых людей вдруг увидеть лицо родного человека — угадать глазами, сердцем, всем своим существом. Такая встреча является всегда поворотной, когда ни ты, ни твоя жизнь уже не могут быть прежними.

Правда, порой люди пугаются этого, прячутся от Бога, отказываются признать факт этой встречи: не видели, не чувствовали, не было. Выйдя на свет, снова бегут во тьму и предпочитают блуждать в ней. Но если не струсить, то чудо, которого в глубине души каждый желает и ждет, обязательно случится. На то оно и Рождество…

«Саратовская областная газета» № 194, 28 декабря 2017 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.