+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Навстречу Рождеству
Просмотров: 796     Комментариев: 0

С помощью 40-дневного поста Святая Церковь постепенно подводит нас к светлому празднику Рождества Христова, давая возможность прочувствовать все величие события Боговоплощения, взращивая в нас искреннюю жажду участия в духовном торжестве. И в песнопениях богослужений постепенно, со все нарастающей масштабностью звучат свидетельства о приближении праздника.

Первые отголоски грядущего воплощения Бога Слова мы слышим на Введение Пресвятой Богородицы во храм, спустя неделю после начала поста. Во время канона на утрене начинают петься рождественские ирмосы — «Христос раждается, славите». Начиная со дня памяти апостола Андрея Первозванного (30 ноября / 13 декабря) к ним добавляются предпраздничные стихиры. Службы двух последних перед праздником Рождества недель посвящены воспоминанию праотец и отец — предков Иисуса Христа по плоти и вообще всех ветхозаветных праведников, не дождавшихся во время земной жизни исполнения своих чаяний о пришествии Спасителя. Особое внимание в этих службах уделяется пророку Даниилу и трем отрокам, прообразовавшим в рове со львами и в огненной печи сошествие Христа на землю: «Прописуяй бу́дущая соше́ствию Христо́ву Дании́л/ зве́ри, я́ко о́вцы, показа́ всем я́ве...», «Число́м и ве́рою Боже́ственныя Тро́ицы безбо́жие низве́ргше,/ в пещи́ де́ти о́бразы чу́вственными сокрове́нныя Бо́жия та́йны ми́ру прояви́ша».

Но особую роль в подготовке верующих к достойной встрече Рождества Спасителя играют дни предпразднства. Церковный устав выделяет Рождество Христово из числа других двунадесятых праздников не только 40-дневным постом (по подобию Великой Четыредесятницы), но и уникальным пятидневным периодом предпразднства. На протяжении этих пяти дней, со 2 по 6 января, Типикон предусматривает усиление поста — отказ от рыбы, что способствует возникновению аналогий между этими днями и Страстной седмицей.

Соотнесение дней предпразднства Рождества с предпасхальной неделей особенно ярко выражается в канонах повечерия, составленных по подобию канонов Страстной седмицы. Повечерие служится не во всех храмах, но те, кому посчастливится побывать на этих умилительных службах, получат возможность через поэзию богослужения воспринять мысль о том, что воплощение Бога Слова, умаление Им Себя, восприятие образа раба являлись для Него своеобразным крестом — первым крестом, на который Он восшел, родившись в пещере, претерпевая с первых дней Своей земной жизни гонения и скорби («Новотвори́ши земноро́дныя, пе́рстен быв, Зижди́телю./ Я́сли же, и пелены́, и верте́п — Твоего́ смире́ния о́бразы...»). Вольное сошествие Христа на сотворенную Им землю песнотворцы канонов призывают нас встретить, принеся в качестве подарков Новорожденному слезы покаяния, чистую душу, крепкую веру и добрые дела: «Тала́нт де́лы благи́ми возрасти́вше, я́коже да́ры да́вшему,/ вме́сто зла́та, и лива́на, и сми́рны принесе́м Христу́...».

Сквозь строй удивительных песнопений предпразднства всё громче пробивается главная мысль: «Ра́дуйся, не́бо, и земле́, весели́ся:/ Бог бо наш, быв пло́тию от Де́вы Отрокови́цы, ражда́ется...»! Присутствуя в эти дни на вечерних богослужениях, мы путешествуем за звездой вместе с волхвами, приближаемся к Вифлеему со Святым семейством, с Ангелами и пастухами готовимся узреть в вертепе Богомладенца. Слово во плоти в трепете готовится встретить вся Вселенная: «Земля вся, зря́щи/ Бо́жие снизхожде́ние, весели́тся:/ волсви́ да́ры Мне прино́сят,/ Не́бо свы́ше веща́ет звездо́ю,/ А́нгели сла́вят,/ па́стырие, свиря́юще, дивя́тся,/ я́сли подъе́млют,/ я́коже престо́л Мя огнезра́чный...».

Мысль о схождении Господа с Престола Небесного к людям на землю, о даре вечной жизни, который Он готов нам принести, прослеживается и в тропаре предпразднства: «Гото́вися, Вифлее́ме,/ отве́рзися всем, Еде́ме,/ красу́йся, Евфра́фо,/ я́ко дре́во живота́ в верте́пе процвете́ от Де́вы:/ рай бо О́ноя чре́во яви́ся мы́сленный,/ в не́мже Боже́ственный сад,/ от него́же я́дше, жи́ви бу́дем,/ не, я́коже Ада́м, у́мрем./ Христо́с ражда́ется пре́жде па́дший возста́вити о́браз» («Готовься, Вифлеем: открылся для всех Эдем. Украшайся, Ефрафа, ибо Древо Жизни в пещере процвело от Девы. И подлинно явилось Ее чрево духовным раем, в котором — божественная Отрасль. От нее вкусив, мы живы будем, и смерти, как Адам, не подвергнемся. Христос рождается, чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ»).

Особым образом Церковь освящает последний день предпразднства — Рождественский сочельник. Слово «сочельник» — производное от «сочиво» — названия специального кушания из вареных зерен с медом, которое устав назначает вкушать в этот день после Литургии. Если Сочельник выпадает на будний день, то мы настраиваем себя на встречу с Младенцем Христом не только строгим постом, но и особым строем богослужения. У последнего дня предпразднства — свой собственный тропарь: «Написова́шеся иногда́ со ста́рцем Ио́сифом,/ я́ко от се́мене Дави́дова, в Вифлее́ме Мариа́м,/ чревонося́щи безсе́менное Рожде́ние./ Наста́ же вре́мя рождества́,/ и ме́сто ни еди́ноже бе обита́лищу,/ но, я́коже кра́сная пала́та,/ верте́п Цари́це показа́шеся./ Христо́с ражда́ется пре́жде па́дший воскреси́ти о́браз» («Некогда вносилась в перепись со старцем Иосифом, как происходящая от семени Давидова, в Вифлееме Мариам, носящая во чреве Зачатого без семени. Настало время родить, и не было нигде места для ночлега; но, как чертог приятный, пещера Царице была показана. Христос рождается, чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ»).

Утром в этот день нас ждет чтение Царских часов (они переносятся на пятницу, если Сочельник случается в субботу или воскресенье). Служба, на которой в свое время обязательно присутствовали царственные особы, состоит из 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часов, совершаемых вместе с чином изобразительных — особым последованием, как бы изображающим Литургию, с которым мы также встречаемся в дни Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Подобранные к теме праздника псалмы, чтения из Ветхого и Нового Заветов погружают нас в события евангельской истории: час первый символически посвящен прибытию Святого семейства в Вифлеем; час третий — Рождеству Богомладенца, поклонению Ему пастухов; шестой час — поклонению волхвов; час девятый — бегству в Египет.

Если Сочельник приходится на будний день, как это будет в наступающем году, то после Царских часов совершается вечерня праздника Рождества. Она выделяется из всенощного бдения в отдельную службу и соединяется с Литургией Василия Великого. Ликующе радостные стихиры на «Господи, воззвах...»: «Ца́рство Твое́, Христе́ Бо́же,/ Ца́рство всех веко́в,/ и Влады́чество Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де,/ воплоти́выйся от ду́ха Свята́го/ и от Присноде́вы Мари́и вочелове́чивыйся,/ свет нам возсия́, Христе́ Бо́же,/ Твое́ прише́ствие;/ Свет от Све́та, О́тчее сия́ние,/ всю тварь просвети́л еси́,/ вся́кое дыха́ние хва́лит Тя...». Затем — чтение восьми паремий: возводящих наш ум от сотворения мира к все более ясным пророчествам о пришествии в мир Спасителя. Будто весь Ветхий Завет завершается прямо здесь и сейчас, на наших глазах.

По окончании Литургии, когда до праздника остается всего несколько часов, посередине храма ставится горящая свеча — во образ Рождественской звезды. И впервые звучит тропарь Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока, Господи, слава Тебе!».

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.