+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Найти хорошее
Просмотров: 1712     Комментариев: 0

Герои нашей сегодняшней публикации — Максим и Юлия Пиуновы — авторы семейного историко­-культурного проекта «Некраеведы». В выходные дни они ездят по разным уголкам Саратовской области — посещают села, деревни, поселки и городки, чтобы «прикоснуться к уходящей старине». Взяв в дорогу камеру и диктофон, они находят интересные, исторически значимые места и делают о них репортажи, которые потом размещают в социальной сети «ВКонтакте».

— Как и когда зародился ваш проект? Нечасто можно встретить людей, которые проводят свои выходные подобным образом…

Максим: Четыре года назад мне попалась на глаза статья о том, что в Красноармейском районе сохранились христианские храмы, которые являются памятниками культурного наследия. Я предложил Юле съездить туда и посмотреть на них. Так состоялось наше первое знакомство с саратовской глубинкой. Через год мы решили снова отправиться в тот же район, посетили и другие места.

— Зачем?

Максим: Чтобы успеть запечатлеть эту уходящую натуру. В селе Логиновка Краснокутского района, где мы особенно любим бывать, сохранился интересный храм. Местные его называют «саратовской Пизанской башней» из-за того, что его деревянная колокольня сильно наклонена. Скорее всего, однажды это строение рухнет — из-за погодных условий или из-за ветхости. А мы будем теми, кто успел сфотографировать и сохранить эти кадры для истории. Именно так случилось с деревянной церковью в селе Новая Осиновка Аткарского района, у которой этим летом из-за сильного ветра обвалилась часть колокольни, и мы были чуть ли не последними, кто запечатлел ее.

 

Остатки строения церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в селе ЛогиновкаОстатки фресок на стене Церкви Казанской иконы Божией Матери в селе Логиновка

 

— И всё же, каким образом это переросло из просто увлечения, досуга в осознанную проектную деятельность?

Юлия: Поводом стало задание, которое мне дали в магистратуре в СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Нужно было сделать сюжет об архитектурном памятнике, требующем восстановления. После презентации видео мы познакомились с организаторами проекта «Близкая точка РФ», которые устраивают экскурсии по Саратовской области. Они предложили нам ездить вместе с ними и делать об этих экспедициях репортажи. С ними мы посетили много мест и, в конце концов, поняли для себя, что такой формат нам не очень подходит, так как для создания материалов, текстов и видео, которые нам хотелось бы делать, необходим другой ритм работы — более размеренный, неторопливый, без суеты. Но мы воспринимали это уже именно как проект.

— Какие задачи вы ставите для себя, когда отправляетесь в поездки?

Максим: Прежде всего, мы хотим прикоснуться к уходящей старине — именно почувствовать ее. Для нас эти экспедиции — источник вдохновения и развития, и мы хотим поделиться этим опытом с другими людьми. Мы на год выпали из процесса, потому что у нас родился малыш, а в этом году решили возобновить проект.

Юлия: Считается, что в Саратовской области, по сравнению с другими регионами, «не на что посмотреть», что у нас мало исторических памятников и красивых мест, которые не стыдно показать иногородним. Мы в корне не согласны с этим и хотим доказать, что наша область богата и на природные красоты, и на достопримечательности, и что не обязательно отправляться в дальние края, чтобы окунуться в историю.

— Название проекта — «Некраеведы» — предполагает, что по профессии вы не историки, не специалисты по краеведению. А чем вы занимаетесь?

Юлия: Я политолог, Максим — IT-специалист. Мы не только не краеведы — мы даже не журналисты и не операторы. На самом деле, об истории нашего края мы знаем совсем немного, чего стыдимся и благодаря нашему проекту стараемся, в том числе, заполнять имеющиеся у нас самих пробелы в знаниях.

В начале ХХ века Саратовская область была очень развитым регионом. Нам интересно, в чем именно заключались его сила и мощь. Когда я захожу в полуразрушенный, пустующий храм, встаю под его куполом, я начинаю представлять, какой эта церковь была раньше, кто в ней молился, когда совершалась Литургия. Когда вот так непосредственно, лично прикасаешься к истории, намного лучше начинаешь понимать ее, нежели когда ты просто читаешь исторические книги или смотришь документальные фильмы.

— Что дает вам силы заниматься этим проектом? Сейчас очень многие люди, особенно живущие в большом городе, жалуются, что ни на что не хватает времени, внутренних ресурсов…

Максим: Вдохновляет, прежде всего, красота тех мест, которые мы посещаем. Такие впечатления наполняют, и сил, наоборот, становится больше. Недавно мы ездили в село Подгорное Воскресенского района. Там на вершине горы стоит храм. Поблизости нет других построек, кроме остатков строений, которые когда-то, как мы поняли, принадлежали храму. Под горой с одной стороны раскинулось село, а с другой — под крутым склоном протекает река Терешка. Когда мы подъезжали к селу, небо, до этого затянутое хмурой мглой, просветлело, и на нем появились белоснежные облака. И это было настолько красиво: храм, обрыв, кучевые облака и осенний лес вдалеке… В нем мы потом грибы собирали.

 

Надпись на фасаде Свято-Троицкой церкви в селе ЗолотоеФрески с изображениями Свт. Николая Чудотворца и Св. Влкмч. Виктора (Островидова) на внешней стене Свято-Троицкой церкви в селе ЗолотоеСвято-Троицкая церковь в селе Золотое

 

— Есть ли наиболее запомнившиеся, особо впечатлившие вас места? Куда вы хотели бы вернуться?

Юлия: По правде говоря, вернуться хотелось бы в большинство мест, в которых мы побывали. Каждое из них чем-то запомнилось, оставило след в сердце. В селе Золотое Красноармейского района необычайной красоты природа. Ты словно оказываешься на море: галечный пляж, не видно противоположного берега — это одно из самых широких мест Волги в границах нашей области. В этом селе стоит огромная пятиглавая Свято-Троицкая церковь, построенная в стиле классицизм, с колоннадой при входе. В ней хранятся мощи священноисповедника Виктора (Островидова), который был родом из этого села и всячески помогал ему, когда был епископом. А в Александро-Невском храме города Ртищево имеются иконы с частицами мощей святого благоверного князя Александра Невского и блаженной Матроны Московской. Настоятель храма немало приложил усилий, чтобы храму были переданы эти мощи. Если бы не наши экспедиции, мы — жители областного центра — вряд ли это увидели и узнали бы.

Храм Воскресения Христова в селе Ахмат— На страничке вашего проекта есть очень интересный репортаж о селе Ахмат, где сейчас идет восстановление православного храма. Вы следите за тем, что дальше происходит с героями ваших публикаций? Как там продвигаются работы?

Максим: Последний раз мы были в Ахмате в начале осени, когда работы только должны были начаться. А впервые приехали туда два года назад, когда по храму еще коровы ходили. Сейчас церковь очищена от мусора, поставлены двери. Состояние храма удовлетворительное, но одна из его несущих стен «поползла», ее и нужно первым делом восстанавливать, а потом уже делать все остальное.

— Бывают ли у вас какие-то неожиданные открытия во время ваших поездок? Наблюдения, осознания, впечатления…

Максим: Открытий на самом деле очень много, и каждый раз они значимые. Главным и самым неожиданным из них стало то, что деревня наша не умирает. То, что абсолютно все хотят уехать из глубинки, из села, на самом деле стереотип, который зачем-то навязывается извне.

Для нас было удивительным узнать, насколько люди в селах чтут свои корни. Например, в селе Клещевка Саратовского района на деньги местных жителей был построен мемориал в память о погибших в годы Великой Отечественной войны. Нашлись энтузиасты, которые занялись этим дорогостоящим проектом. А в селе Красная Звезда Ртищевского района, которое раньше называлось Большие Сестренки, местные жители хотят вернуть это старое название и сейчас активно занимаются этим процессом.

Юлия: Мы заметили, что во многих селах люди живут сплоченно и дружно. Не раз были свидетелями того, как прихожане отдаленных сельских храмов после праздничной Литургии остаются на совместные чаепития, батюшку к столу приглашают. Люди очень дорожат возможностью живого общения, там еще не разучились этому радоваться. А в Подгорном на праздник Покрова Божией Матери собралось целых три села! Организовали большой стол, огромный торт на всю честную компанию заказали. Нас это тогда сильно удивило.

Знакомства с местными жителями тоже дарят потрясающие открытия. Почти в каждом селе или поселке обязательно найдется энтузиаст, который занимается местным краеведением. Например, в Елшанке Воскресенского района мы познакомились с женщиной шестидесяти девяти лет. Она работает в школе — преподает географию, историю и обществознание и помимо всего этого находит время, чтобы изучать историю своего района. У нас сложилось впечатление, что она знает абсолютно обо всех событиях, которые когда-либо происходили на ее малой родине. Записывает всю собранную информацию в тетрадочку, но заняться изданием книги у нее не хватает времени. А было бы здорово, если бы такая книга появилась — для тех, кто будет жить в этих краях потом. Эту удивительную женщину зовут Галина Петровна Золотых.

Благодаря Галине Петровне мы узнали и о том, что в Елшанке, в храме во имя новомучеников и исповедников Церкви Русской, хранится редкая икона святых Константина и Елены. Из-за действия времени она стала изогнутой, словно чаша, и какое-то время использовалась как лоханка для зерна при кормлении кур. Следы от ударов птичьих клювов на ней и сейчас видны. Каким-то чудом она была возвращена в церковь, и теперь перед этим образом вновь молятся люди.

— В одном из своих материалов вы написали: «…малая родина — она как мать, ее любят не за что-то, а потому что она родная». Это хорошие слова, которые могут лечь в основу любого доброго дела…

Юлия: Мы сторонники того мнения, что где ты родился, там и сгодился. Как говорила моя преподавательница, «Родину любят не за что-то, а вопреки». Ругать можно всё, а чтобы увидеть хорошее, нужно захотеть это увидеть, попытаться что-то хорошее найти. Доброе, прекрасное приходится именно искать — оно редко приходит само, без приложения наших усилий. Мы устали читать о том, насколько вокруг всё плохо, что наш город плохой. Плохо может быть везде, а не только в Саратове, — а чтобы было хорошо, для начала нужно просто поверить, что в мире много добра и любви.

Фото Юлии Пиуновой

Газета «Православная вера» № 20 (615)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Многие люди говорят, что, заходя в храм — даже заброшенный, полуразрушенный или перестроенный (в лучшем случае, отданный под клуб или музей, как это бывало в советское время) — чувствуют, что это совершенно особое место. Как обычное здание становится храмом? Мы беседуем об этом с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином

Просмотров: 1028
Комментариев: 0

Когда впервые слышишь словосочетание «церковный древлехранитель», воображение тут же рисует сухонького седенького старичка, корпящего денно и нощно над старинными манускриптами,— этакого Гэндальфа с архитектурной специализацией. Руководитель реставрационного отдела Саратовской епархии Алексей Клыков на волшебника из «Властелина колец» совершенно не похож, но когда слушаешь его истории про восстановление саратовских храмов, мысли о чудесах невольно возникают — пусть это и чудеса рукотворные

Просмотров: 935
Комментариев: 0

Поруганный храм все равно остается храмом... В селе Таволожка, которое, вопреки скорбной демографической статистике по сельской местности, вымирать вовсе не собирается, местные фермеры задались целью восстановить старинный полуразрушенный храм во имя Всех святых

Просмотров: 974
Комментариев: 0

Постараюсь рассказать о том, как восстанавливается старинная церковь Михаила Архангела в селе Лох Новобурасского района Саратовской области – и как там возрождается жизнь вообще. Это не совсем обычная история… Хотя вряд ли хотя бы одну из подобных историй можно назвать обычной. Ведь возрождение происходит вопреки всему, против течения всех нынешних процессов в нашей многострадальной сельской местности

Просмотров: 1066
Комментариев: 0

Смотришь на это здание — и кажется, что оно было тут всегда именно в таком виде: с белыми окошками, свежевыкрашенными стенами, маленькой золотой главкой с крестом — органично вписывающееся в архитектурный облик Саратова. Да и как иначе — стоит оно на этом месте с 1880 года. Только вот последние лет двенадцать вид у здания был плачевный: черные глазницы выбитых окон, заколоченные старые двери, открытые и заваленные мусором подвальные входы, протекающая старая крыша. Оглядываясь назад, понимаешь, насколько невероятно то, что оказалось возможным вдохнуть новую жизнь в эти вековые и почти разрушенные стены

Просмотров: 1072
Комментариев: 0

Люди, которые восстанавливают разрушенные, поруганные храмы, не имея ни больших средств, ни особых связей, только за счет собственного упорства, только на чувстве долга… Они есть сегодня в России, слава Богу. Побеседуем с одним из них — уроженцем Саратова, историком, автором книг о священномучениках ХХ века, научным руководителем проекта по популяризации наследия Поместного Собора 1917–1918 годов, главой Некоммерческого партнерства по защите и сохранению объектов культурного наследия «Спасское дело» Александром Мраморновым

Просмотров: 2346
Комментариев: 0

О своей поездке в село Подгорное Воскресенского района рассказывает основатель и автор проекта «Некраеведы» Юлия Пиунова. В этом селе супругам Пиуновым удалось не только полюбоваться видами и сфотографировать старинный храм, но и выведать у старожилов легенду о спрятанных церковных реликвиях, которые до сих пор ищут охотники за кладами

Просмотров: 1190
Комментариев: 0

В одном из прошлых номеров мы рассказали о проекте «Некраеведы» и о его создателях — молодых супругах из Саратова, по собственному интересу и доброй воле посвящающих свои выходные поездкам в отдаленные села Саратовской области. Там Максим и Юлия Пиуновы фотографируют старинные храмы и сельские пейзажи, разговаривают со старожилами, записывают интересные исторические подробности и человеческие истории, которые им удалось узнать. Так они пытаются запечатлеть для потомков то, что сами называют уходящей красотой. Сегодняшняя история, которую они поведали в своем материале, без сомнения, трагическая, хотя и осталась в ней неразрешенная загадка. Но чем больше таких историй и судеб будет открываться нам, тем полнее будет портрет Русской Церкви в ХХ веке — со всеми оттенками боли и разрушения, которые ей пришлось пережить в годы гонений

Просмотров: 1350
Комментариев: 0