+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Мечта Калмантая
Просмотров: 2287     Комментариев: 0

Успенским постом 2016 года большая группа верующих села Калмантай Вольского района направилась в очередную паломническую поездку. А те, кому по разным причинам пришлось остаться в родном селе (всё же лето, у всех хозяйство), узнали, что в соседнее Черкасское с архипастырским визитом прибывает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Представилась хорошая возможность лично поделиться с Владыкой своей сокровенной мечтой и получить благословение на воплощение этой мечты в жизнь. А мечта у сельчан была возвышенна и прекрасна, но, казалось, трудноисполнима: очень им хотелось иметь свой храм...

Чувашское село с необычным для наших краев названием Калмантай расположилось почти на самой границе с Ульяновской областью. Когда я побывал здесь в первый раз, удивило, что, несмотря на расстояние в семьдесят километров от Вольска, довольно условное наличие дорожного покрытия на протяжении этого пути, пропавший задолго до въезда в село сигнал сотовой связи и отсутствие привычных благ цивилизации вроде Интернета, сетевых магазинов и АЗС, не возникает внутреннего ощущения, будто ты попал в «медвежий угол». Хотя упадок, конечно, чувствуется: в селе, где некогда числилось до трех тысяч жителей, сейчас постоянно проживает не более двухсот пятидесяти человек.

У дороги вместо указателя с названием — большой позитивный баннер: парень и девушка в национальной одежде на фоне панорамы села. Повернув в сторону, оказываешься на пятачке: внушительных для небольшого села размеров Дом культуры, здание администрации, чуть поодаль — бревенчатая школа. И — храм, который пока стоит без куполов и креста и вместе с тем сразу внушает уважение видимой основательностью и добротностью деревянной постройки. На службах нередко собирается по сто и более прихожан. Такая воцерковленность в наших краях, к сожалению, редкость, так что невольно возникает интерес к истории села и прихода.

***

После службы и совместной трапезы отправляюсь в здание напротив, где на втором этаже Дома культуры находится местная достопримечательность — краеведческий музей, масштабы которого выходят далеко за пределы типичного сельского уголка краеведения.

На пороге нас встречает Василий Иванович Андюков — дядя Вася, как представляется он сам,— создатель, директор и единственный сотрудник музея. Почетный краевед, заслуженный деятель этнокультуры, член Академии наук Чувашской республики, руководитель чувашского Центра национальной культуры «Ентеш», мастер, владеющий уникальной технологией плетения чувашских и русских лаптей, обладатель массы почетных грамот и благодарственных писем — это всё о нем. Сейчас дядя Вася на пенсии, а до этого 40 лет проработал директором Дома культуры, который за это время трижды признавался лучшим в области.

Спокойная, размеренная жизнь на заслуженном отдыхе дядю Васю не прельстила, и он вплотную занялся музеем, в котором появились экспозиции «Чувашское подворье», «Чувашская изба» и обширная краеведческая экспозиция. На втором этаже ДК, где они расположены, нет электричества и отопления, здание нуждается в ремонте, но энтузиазма у дяди Васи бытовые трудности не убавляют. Как и жизненных сил — он не только продолжает собирать различные экспонаты и архивные документы, но и с пользой путешествует по нашей необъятной стране. В 2014 году, например, был участником первого Всероссийского фестиваля декоративно-прикладных искусств в Сочи, а на торжественном открытии Всероссийского Акатуя — чувашского национального праздника земледелия, который состоялся в 2016 году в Крыму, ему даже выпала честь поднять флаг праздника.

 

***

В большом архиве разнообразных документов, фотокарточек, личных писем, газетных вырезок, связанных с чувашским народом и малой родиной (а Василий Иванович бережно хранит, например, даже списки с именами жителей села за разные годы прошлого века), нашлось место и для папки, в которой собраны сведения о религиозной жизни чувашей и, в частности, о православных храмах Калмантая.

Первая, однопрестольная, деревянная церковь в честь Покрова Божией Матери была освящена в селе в 1899 году. В здании храма находились и классы приходской школы. Вскоре стало понятно, что небольшая церковь не может вместить всех верующих, и возникла идея о постройке гораздо более просторного и уже каменного храма. Исследование грунта на месте будущего строительства вынудило отказаться от первоначальных планов в пользу хоть и достаточно внушительного по размерам, но всё же деревянного строения. Возведение его доверили плотникам из соседнего Колояра. В стороне не остался никто: по общему решению сельчан каждая трудоспособная семья обязывалась три дня отработать на строительстве, а те, кто имел лошадь, должны были сделать по три ходки за строительными материалами.

На праздник Покрова в 1912 году состоялось освящение новой калмантайской церкви. Двухкупольный храм высился над землей на 36,5 метров, звон его колоколов славился по всей округе. Храм при поддержке крепкой общины верующих села выстоял в годы революционного лихолетья, но в 1929 году небольшая группа местных активистов приступила к разгрому церкви. Один мордвин-комсомолец полез спиливать кресты, полетели на землю вырванные из иконостаса иконы, были сброшены колокола. Такое варварство вызвало бурную реакцию со стороны верующих: погромщиков-коммунистов окружили в здании сельсовета, нависла ощутимая угроза пролития крови, и лишь спешное прибытие партийных чинов из соседних селений снизило градус напряженности. Отстоять храм в свете широко развернувшейся антирелигиозной кампании не удалось: в нем разместили зернохранилище. А в 1957 году история этой сельской церкви закончилась: ее разобрали и построили из полученных бревен новое здание средней школы. О Покровском храме напоминал лишь малый колокол, который пристроили на пожарной каланче…

***

Но несмотря ни на что духовная жизнь в селе не умирала. Жители практически всем селом соблюдали посты, чтили православные праздники, совершенно особенным всегда было отношение к похоронам односельчан и поминкам по ним. По словам старожилов, не было в Калмантае человека — хоть комсомольца, хоть главы сельсовета, не принявшего Святое Крещение. Пока не было возможности посещать храм, верующие собирались по домам, а с 1990-х годов стали ходить на богослужения в возвращенный Церкви Никольский храм соседнего села Илюшкино, расположенного в Ульяновской области, четыре километра до которого в любую погоду приходилось преодолевать по трассе чаще всего пешком. И хотя илюшкинский храм для многих жителей Калмантая стал родным, все же жива была память о своем храме, теплилась надежда на возрождение церкви и в своем селе.

То ли сами пугаясь своих слишком смелых мечтаний, то ли не до конца веря в собственные силы, калмантайцы поначалу рассматривали всерьез лишь открытие часовни, хотя такое половинчатое решение вызывало возражения у части верующих. И всё же, памятуя о том, что невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27), сельчане побороли сомнения в осуществимости задуманного, уступив горячему желанию послужить богоугодному делу всеми своими силами.

***

…В тот августовский полдень 2016 года Владыка Лонгин не заставил себя долго ждать, направившись в Калмантай вскоре после окончания Литургии.  Православные жители села намеревались представить на суд архиерея варианты расположения будущего храма, имея на примете несколько подходящих под переделку домов. Но интерес Владыки вызвало первое же строение, оказавшееся перед его глазами по приезду. Тут подоспел и дядя Вася, который рассказал, что это и есть первый, «старый» калмантайский храм, помещения которого еще до революции были отданы под школу.

На самом деле, многие сельчане сомневались, что до наших дней сохранилось то самое церковное здание, поскольку ни документов, ни живых воспоминаний о нем не уцелело. Однако когда решение восстанавливать его было принято и начались работы по обустройству, промыслительным образом явилось доказательство, что это действительно была церковь. При замене полов посередине одного из бывших классов обнаружили своеобразную прямоугольную «заплатку» из досок, а под ней — основание церковного престола. Таким образом, стало возможным восстановить престол на его историческом месте. Божия помощь явственно чувствовалась и во многих других повседневных ситуациях, связанных с реконструкцией: например, неожиданно пришла в последний день, казалось бы, из ниоткуда недостающая сумма на покупку храмовой иконы. Да и сам факт необычной легкости и стремительности преображения немного запущенного здания начальной школы в отдаленном селе в полноценный действующий храм ничем другим не объяснить. Уже через полгода приход встречал Рождество Христово в обновленной церкви, и сейчас жители Калмантая имеют возможность причащаться Святых Таин уже в своем храме…

 

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.