+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской епархии
По благословению митрополита Саратовского и Вольского Игнатия
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Крыша этого храма — открытое небо
Просмотров: 2359     Комментариев: 0

Храм во имя святителя Николая Чудотворца села Стригай Базарно-Карабулакского района был построен тщанием прихожан в 1907 году. После революции 1917 года он был закрыт, а потом осквернен. Было утрачено внутреннее убранство церкви, и, что самое страшное, полностью обрушилась крыша. От святыни остались практически одни стены. Увы, мы можем сказать, что это типичная история для сельских храмов нашей епархии. То, что возводилось с любовью и верой в Бога, было разрушено в одночасье злой волей людей. Удастся ли восстановить храм в прежнем виде? Пока об этом нельзя сказать с уверенностью. Но можно, по крайней мере, попробовать привести в порядок то, что от него осталось. Это и делают волонтеры — прихожане саратовского храма во имя святого пророка Илии. Наш корреспондент присоединилась к ним, чтобы узнать, как идет восстановление старинной церкви силами добровольцев.

«Душа еще теплится»

Эта поездка уже не первая — прихожане Свято-Ильинского храма ездят в Стригай каждое воскресенье после Литургии. Все уже четко знают свои обязанности: кто отвечает за машины, кто следит за инвентарем, на ком приготовление трапезы. Трудникам предстоит провести в селе весь день. Большинство идет убирать территорию храма, некоторые остаются помочь в саду настоятелю местной Покровской церкви протоиерею Валерию Коротееву, который радушно принимает городских гостей.

Кроме прихожан храма на Ильинке в Стригай регулярно приезжают добровольцы миссионерского и молодежного отделов епархии. Активист миссионерского отдела Валерий Кулагин принимал участие во многих поездках. Главное, объясняет Валерий, сделать крышу и произвести консервацию. Стены храма в хорошем состоянии. Восстановить его можно, но чрезвычайно дорого. И в то же время необходимо.

— Мы с миссионерским отделом побывали во многих разрушенных храмах епархии, — делится своими наблюдениями Валерий. — И чувствуешь в таких случаях, что храм, как человек при смерти: всё внешнее обезображено, но в нем еще теплится душа.

Девятнадцатилетняя Алина, студентка Академии права, приехала в Стригай в первый раз. С подругой за компанию. Алина интересуется разными религиями, но назвать себя православной сейчас не может. Поездка в Стригай стала для нее возможностью впервые увидеть церковную жизнь изнутри: побывать на богослужении, пообщаться со священником. Алина говорит, что впечатления от встречи с религиозными людьми разительно отличаются от того представления, которое сложилось у нее ранее по рассказам старшего поколения и по историям из интернета.

— Я в восторге от беседы с отцом Валерием, — рассказывает она. — Такой участливый батюшка и рассказчик очень интересный.

Сохранить веру

После революции храм сначала закрыли, позже превратили в зерновое хранилище, а потом… В 1998 году здесь случился страшный пожар, уничтоживший деревянные перекрытия, на которых держалась крыша храма. Поджог? «Нет, — уверяют местные жители, — просто кто-то уронил горящую спичку по пьяному делу». К сожалению, волонтеры, убирающие территорию храма, видят много свидетельств того, что он и после закрытия подвергался осквернению. На месте, где некогда находился алтарь, находят стаканы, а кто-то из «гостей» церковных руин оставил о себе напоминание в виде пятиконечной звезды, вырезанной на штукатурке храма. Сегодня мы часто слышим фразу, что храм, мол, «не в бревнах, а в ребрах». Но опыт показывает, что разрушение «бревен» ведет к разрушению веры в душах людей. Однако веру нельзя уничтожить до конца, в селе Стригай она все годы советского безбожия сохранялась. И верующие дождались того дня, когда стало возможно восстановить в селе религиозную жизнь.

Мирянским чином

О том, как жилось православным сельчанам без храма, нам рассказала Наталья Михайловна Талалова, старейшая жительница села, в этом году ей исполнилось 87 лет.

Наталья Михайловна происходит из семьи с крепкими религиозными устоями. Ее дед и бабушка ходили в храм три раза в день, тогда богослужение совершалось утром, в обед и вечером. Внукам дед сказал: начальству надо подчиняться, а Богу верить и крестик всегда носить. Так и сделала Наташа, хотя и горько было ей напоказ носить пионерский галстук, а крестик зашивать в рубашку, чтобы не нашли. Ни она, ни другие верующие не роптали: сами научились совершать богослужение мирянским чином, читать Псалтирь по усопшим. Сельчане собирались вечером в доме Клавдии Семеновны Телебановой, человека глубоко верующего, и совершали мирянским чином вечерню. Возвращались домой уже поздно ночью и пели духовные стихи. Эта практика сохранялась до 80‑х годов. А в 1989‑м в село приехали священник Сергий Петриченко и диакон Валерий Коротеев, и началось возрождение церковной жизни.

«Томатную пасту продадим»

Хлопоты по регистрации прихода взяла на себя Наталья Михайловна. На собрании актива села разногласий не было: все проголосовали за обустройство молитвенного дома. Внесли предложение собрать деньги на нужды прихода: с пенсионеров по 25 рублей, с работающих — дневной заработок. Назначили ответственных за сбор пожертвований на каждой улице. Деньги были нужны немалые: обустроить выделенное помещение, сделать иконостас, обеспечить жильем семью священника. В райцентре выделили на нужды верующих пять тысяч рублей, неплохую по тем временам сумму. Директор консервного завода дал на реализацию томатную пасту, а директор маслозавода — коробку сливочного масла. Все это продали — тогда, в начале «лихих 90‑х», в стране как раз случались перебои с продовольствием. Так началась в селе приходская жизнь.

Покровский храм вмещает около ста человек. А на службы приходят около шестидесяти по праздникам. В основном это старшее поколение, молодежь в поисках работы из села уезжает. И, конечно, им не до старинного разрушенного храма.

«Мы восстанавливаем храм для себя»

— На местных жителей мы особо не рассчитываем, — делится своими размышлениями организатор поездки, настоятель Свято-Ильинского храма Саратова священник Дионисий Каменщиков.— Люди довоенного поколения понимали, что храм — это святыня, но сейчас для многих современников разрушенная церковь — просто часть пейзажа. К сожалению, село умирает, и его возрождение — не задача Церкви. Задача Церкви — спасение душ. Однако в каждом таком селе стоят остовы храмов — значимые христианские святыни. И если Господь сохранил их для нас, значит, Он сделал это с какой-то целью. Местным жителям не по силам привести их в порядок. Но есть другой путь — сделать сельский храм как бы подворьем большого городского прихода. Прихожане могли бы поддерживать этот храм, приезжать сюда время от времени потрудиться. Свято-Никольский храм — это потрясающий памятник архитектуры и настоящая святыня, все, кто сюда попадает, проникаются святостью этого места. Так что, прежде всего, мы восстанавливаем этот храм даже не для местных жителей, а для нас самих.

 * * *

Сейчас первоочередная задача — изготовить проект с подробным расчетом материалов и сметой на работу. Его стоимость — 60 тысяч рублей. Отец Дионисий с добровольцами с молитвой и благодарностью примут любое пожертвование на это благое дело. Номер карты Сбербанка: 5469 5600 2101 5652.

Газета «Православная вера» № 15 (659), август 2020 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Поселок в Пугачевском районе, где расположен Свято-Никольский женский монастырь, так и называется — Монастырский. В его истории, начавшейся более двух с половиной веков назад, были разные времена: подъема и падений, разрухи и восстановления. Мы приехали в монастырь в благодатный его период. Для меня это была служебная поездка, для моих детей, никогда не бывавших в монастырских стенах,— паломническая

Просмотров: 2543
Комментариев: 0

Прошлой осенью, как раз на Покров, Таволожку посетил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (ныне Митрополит Симбирский и Новоспасский.— Ред.). Он совершил молебен в стенах старого храма, а затем состоялся разговор — с прихожанами, фермерами, местной властью — о перспективах его возрождения. Владыка показывал фотографии церкви в Ивановке Базарно-Карабулакского района — она находилась в таком же примерно состоянии, как Всехсвятская, а теперь это великолепный храм, подворье Сергиевского женского монастыря в соседней Алексеевке. Может ли такое чудо совершиться и здесь, в Таволожке?

Просмотров: 2442
Комментариев: 0

«Ведь все события, происходившие в нашей стране, коснулись и села Липовки. Нет уже сел Биклея, Бурцовки, Абалихи (можно продолжить: нет Надеждина, умирают Малая и Большая Гусихи, Белый Ключ…). Мы сделали все, чтобы нашу Липовку не постигла та же участь. И главное – всем миром построили церковь в нашем селе. Без веры в Господа движения вперед нет. Любить Родину – значит изучать ее прошлое, быть ей опорой в настоящем и – главное – верить в ее будущее»

Просмотров: 1414
Комментариев: 0

В Базарно-Карабулакском районе есть два старинных села — Алексеевка и Ивановка. В обоих — большие прекрасные храмы: соответственно, Сергия Радонежского и Иоанна Златоуста. Трудно поверить, что совсем недавно они являли собой руины; что на усеянный битым кирпичом и мусором пол Златоустовского храма в Ивановке падал снег и лил дождь, а в Алексеевском храме полвека кряду хранили зерно. Однако это так, и любой местный житель вам это подтвердит

Просмотров: 765
Комментариев: 0

Это был один из самых коротких и самых пасмурных дней уходящего года; в половине восьмого утра казалось, что на этом свете никогда уже не рассветет. Но к восьми мы стали видеть прикрытые ненадежным снежком поля и темные леса по сторонам дороги. Позади остались Тепловка, Базарный Карабулак, Адоевщина… И вот он, новый белый храм Иоанна Богослова, прекрасно вписавшийся в пейзаж. Казанла! Старинное чувашское село, в котором я не впервые, из которого я снова уеду со смешанным чувством — радости и печали, тревоги и надежды

Просмотров: 873
Комментариев: 0

В самом дальнем уголке Саратовского района, на границе с районом Красноармейским, вдоль берегов великой Волги раскинулось старинное село Синенькие (ранее — Рождественское). Здесь идет активная работа по обустройству храма Рождества Христова и по крупицам восстанавливается духовная жизнь мирян. Прихожанка храма Вера Карамышева поделилась своими наблюдениями о том, как в село возвращается православная вера

Просмотров: 868
Комментариев: 0

Людей в храме не так много, меньше трех десятков. Поет приходской хор — три женщины и один мужчина, молодой еще человек, Владимир. Апостол читает Александр Мурыгин — алтарник, тоже местный житель, пенсионер. А совершает Евхаристию настоятель — иерей Иоанн Лошкарев. Все его дети — 11-летний Иван, 7-летний Серафим, Елисавета, которой пять лет, и трехлетняя Ксюша — здесь же: мальчики прислуживают в алтаре, девочки среди прихожан, под их неусыпным и нежным надзором. Беда в том, что у этих детей нет мамы: 36-летний отец Иоанн мужественно несет тяжкий крест раннего священнического вдовства

Просмотров: 927
Комментариев: 2

Приход этого небольшого села не сказать чтобы знаменит, но довольно известен в нашей епархии. Люди в нем удивляют и душевностью, и самостоятельностью, и, главное, своей верностью — молитве, храму, Христу. Речь идет о селе Максимовка Базарно-Карабулакского района

Просмотров: 1017
Комментариев: 0

Поруганный храм все равно остается храмом... В селе Таволожка, которое, вопреки скорбной демографической статистике по сельской местности, вымирать вовсе не собирается, местные фермеры задались целью восстановить старинный полуразрушенный храм во имя Всех святых

Просмотров: 908
Комментариев: 0

Великомученицу Параскеву можно с уверенностью назвать святой села Елшанка. Когда другие села и деревни исчезают с карты Саратовской области, Елшанка, напротив, быстрыми темпами развивается. Население растет и молодеет. Недавно в нем даже возвели второй детский сад — такое большое количество детей в Елшанке. Местные жители чтят свои корни, интересуются историей села и, как могут, поддерживают памятники архитектуры. И во всем этом им помогает ставшая для них родной святая Параскева Пятница.

Просмотров: 1478
Комментариев: 0

«Село было — вон оттуда и до прудов. Триста двадцать дворов, это сколько же народу…». Народ вымер и разъехался, дворы запустели и разрушились. Сосновки как села давно не существует. Но в низинке на месте бывшего села белеют новые кирпичные домики: с недавних пор здесь обитают рабочие местного фермера Владимира Мочкина. И именно руками этих рабочих на средства хозяина сейчас понемногу восстанавливается многострадальная, почти двухсотлетняя Покровская церковь — кстати, памятник архитектуры областного значения. Мой собеседник Саша гордится своей работой — голубыми, в звездочках, куполами — и показывает ее всем: «Нравятся звездочки?..»

Просмотров: 1374
Комментариев: 0