+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Ключ к пониманию веры
Просмотров: 518     Комментариев: 0

Об истории и значении праздника Воздвижения Креста Господня рассказывает клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Вольска иерей Алексий Стрижов.

В начале 312 года по Рождестве Христовом 40-летний август Римской империи Флавий Валерий Аврелий Константин часто погружался в тяжелые и нерадостные мысли. Несмотря на военные победы, успешное управление своими землями, любовь подданных и верность армии, бедственное положение царственного и славного столичного Рима не давало покоя будущему единовластному императору Константину Великому. За шесть лет до этого, 28 октября 306 года, власть в Риме узурпировал Максенций, провозглашенный преторианцами новым цезарем, а вскоре посягнувший и на титул августа.

В какой-то момент в политической жизни империи все так запуталось, что в различных ее частях одновременно царствовали пять августов. Но столичных жителей беспокоило не столько это, сколько чудовищный нрав их правителя. Максенций не только задушил горожан непомерными налогами и податями, но и смог поразить видавший многое Рим своей праздностью и не знающей границ порочностью. Для него обычным делом было не только присвоить приглянувшееся имущество, под надуманным предлогом устроив расправу над владельцем, но и силой привести для утех в свой дворец любую понравившуюся женщину, а потом с позором возвратить ее законному мужу. Исключений не делалось даже для первых лиц Сената. Зверские расправы над гражданами Рима происходили регулярно и по самым незначительным поводам. Но самые ужасные впечатления у очевидцев оставляли его магические ритуалы, во время которых Максенций рассекал беременных женщин и рассматривал внутренности новорожденных младенцев.

Терпеть такое положение дел дальше не представлялось возможным, и весной 312 года правивший северными землями Западной части Римской империи Константин отправился в поход через Альпы. Численность его войска едва составляла четверть от количества воинов, имевшихся в распоряжении Максенция. И хотя после двух одержанных побед положение немного улучшилось, накануне решительной битвы за Рим, по оценкам историков, соотношение сил противников составляло примерно один к двум не в пользу Константина. Не полагаясь на военное превосходство, он размышлял, кого бы из богов призвать на помощь в борьбе с тираном. Его отец, август Констанций Хлор, хотя и не исповедовал веру в Триединого Бога открыто, но всячески покровительствовал христианам, защищал их во время гонений. Константин, однако, рос и воспитывался в языческом окружении, неся в молодости службу в том числе при дворе жестокого гонителя христиан Диоклетиана.

Многочисленный пантеон римских божков не вселял в правителя уверенности, что надежда на них не посрамится. И вот, в минуты раздумий о том, в чьи руки вверить свою судьбу, на кого возложить упование перед тяжелейшей битвой, Константину было явлено чудо. Епископ Кесарии Палестинской Евсевий, лично общавшийся с ним, так передает рассказ об этом событии самого василевса: «Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста, с надписью “Сим побеждай!”».

До ночи будущий император находился в недоумении и размышлял, что бы могло значить виденное им. А ночью, во сне, ему явился Иисус Христос и повелел сделать знамя с изображением, подобным тому, что он видел на небе.

Под знаменем, изготовленным точно по описанию августа, с монограммой Иисуса Христа на вершине древка и надписью «Hoc vince» («Сим побеждай!») на полотнище, войско Константина вступило в решительное сражение с силами Максенция. Произошло это 28 октября 312 года, ровно через шесть лет после захвата Максенцием власти, в трех километрах севернее Рима, на древней Via Flaminia (Фламиниевой дороге), где берега Тибра соединял Мульвиев мост. В водах Тибра и нашел свою погибель во время массового бегства с поля боя кровожадный Максенций.

После того триумфа знамя сопровождало войско Константина еще во многих битвах, даруя победы над неприятелем и являя многочисленные чудеса, о которых рассказывал и сам василевс.

* * *

Вскоре после победы над Максенцием был издан Миланский эдикт: христианство теперь можно было свободно исповедовать на всей территории Римской империи. А еще через 11 лет, в 324 году, после победы над язычником Лицинием, Константин Великий стал полновластным и единоличным правителем империи, укрепляя веру христианскую в пределах своей страны. Первый Вселенский Собор, созванный равноапостольным Константином в 325 году, утвердил торжество Православия над ересью арианства. Стремясь всячески прославить Господа и возблагодарить Его за благодеяния, царь Константин обратил свой взор на Святую Землю — на места и реликвии, связанные с земной жизнью Спасителя. Мать Константина, царица Елена, с воодушевлением восприняла идею сына о постройке великолепного храма на месте воскресения Иисуса Христа и, хотя и была уже в преклонных годах, с богатыми дарами отправилась в паломничество по Палестине.

Конечно, все чаяния царя и его матери были о том, чтобы вернуть христианскому миру величайшие святыни: Гроб Господень, из которого воссиял людям свет воскресения Христова, и Крест, на котором распял Господь грехи человечества. К тому времени Иерусалим, после своего полного разрушения римлянами в 70 году, был отстроен заново по образцу римских колоний, с языческими капищами и статуями идолов на месте почитаемых святынь иудеев и христиан. Новым было даже имя города, христианские страницы истории которого языческие правители старались стереть из памяти людской; именно Константин вернул Иерусалиму его историческое имя.

С Божией помощью определив место распятия Спасителя и погребения Его, царица Елена и Патриарх Иерусалимский Макарий начали работы по очищению святынь от языческой скверны. В своей злобе против Истинного Бога язычники засыпали Голгофу землей, а наверху холма выстроили капище, посвященное Венере — «сладострастному демону любви», по выражению епископа Евсевия. Когда же языческое святилище было снесено, а земля, оскверненная идольскими жертвами, вывезена подальше от святого места, взору открылась пещера Гроба Господня. Недалеко были найдены и три креста, на которых были когда-то распяты Христос и двое разбойников, титло с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанной Понтием Пилатом, и даже гвозди, которыми распинали Господа.

На месте обретения этих святынь началось строительство храмового комплекса Воскресения Христова, который, по замыслу императора Константина, должен был стать самым величественным и прекрасным зданием из всех когда-либо построенных. Параллельно попечением царицы Елены велось строительство великолепных церквей и в других местах, связанных с евангельскими и ветхозаветными событиями.

Когда были найдены кресты Христа и двух разбойников, встал вопрос о том, как среди них определить истинный Крест Господень. Историки доносят до нас немного различающиеся версии того, что происходило дальше, однако все они сходятся в том, что без явного чуда не обошлось. По одной версии, кресты поочередно прикладывались к телу тяжко больной женщины, и она получила немедленное исцеление после прикосновения ко Кресту Христову. По другой — были приложены к телу усопшего, когда мимо места раскопок проходила похоронная процессия, и от соприкосновения с Честным Древом мертвец воскрес. Вполне вероятно, что имели место оба события. Услышав о чуде, к месту обретения Креста стали стекаться толпы верующих. Тогда Патриарх Макарий встал на возвышение, чтобы все могли видеть святыню. Он высоко поднимал Крест Христов и осенял им народ, на что верующие отвечали многократным «Господи, помилуй!».

* * *

Храм Воскресения Господня был достроен уже после блаженной кончины святой царицы Елены, его освящение произошло через десять лет после начала строительства, 13 сентября 335 года. Праздник в честь освящения (обновления) этого храма стал одним из самых почитаемых и торжественных в империи. Празднество продолжалось в течение восьми дней, в каждый из которых совершалась Божественная литургия. На второй день торжеств для поклонения верующим преподавался Честный Крест Господень, в этот день и стали отмечать праздник Воздвижения Креста. Со временем этот праздник, отмечаемый Церковью 27 сентября по новому стилю, вошел в число двунадесятых — двенадцати важнейших христианских праздников. А празднование обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме не исчезло из церковного календаря, но стало только лишь предпраздничным днем перед Крестовоздвижением.

Вспоминая в этот день радостные события обретения Животворящего Древа и возвращения из забвения величайших святынь Православия, мы снова с благоговением поклоняемся Честному Кресту Господню, которым, как и семнадцать веков назад, осеняются все четыре стороны света. Осеняются в знак победы Христа над смертью. Осеняются, чтобы мы покорились той силе любви, которой вознесен был на Крест Сын Божий. Осеняются, чтобы мы могли ликовать вместе с апостолом Павлом, который говорил: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6, 14). Осеняются, чтобы просветиться нам познанием самой сути христианства, уразуметь, что Крест — это ключ к пониманию православной веры.

Мы, словно древние иудеи во времена Моисея, ужаленные в пустыне змеей и обретающие исцеление от обращения к знамени с медным змеем, обращаем наш взор на воздвигнутый над миром Крест и чаем обрести спасение, пораженные бесчисленными грехами-змеями. Взирая на воздвигаемый Крест Христов, будем помнить, что мы носим на груди знамя величайшей победы над смертью, которое обязует нас быть достойными воинами Христа — ведь лишь лучшие воины могли нести на поле боя штандарт. И пусть слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, <оно> — сила Божия (1 Кор. 1, 18).

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.