+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Христианка в одиночку
Просмотров: 263     Комментариев: 0

У истоков христианства на Руси стоят двое равноапостольных святых: святой великий князь Владимир и его бабушка — святая Ольга. Без сомнения, семя христианства, взошедшее благодаря усилиям князя Владимира, не проросло бы, если бы княгиня Ольга не подготовила своей политикой «мягкой христианизации» для этого плодородную почву. Память святой Ольги Православная Церковь отмечает 24 июля.

Таинственный день рождения

М.В. Нестеров. Княгиня ОльгаОб очень многих святых ранних времен мы не можем сказать точно, когда они родились. Но в случае со святой равноапостольной Ольгой «разброс» по датам рождения, которые приводят историки (от 893 до 920 года), поражает воображение. С происхождением святой тоже не все ясно. Летопись не сохранила имен ее родителей, но указывает место рождения — деревня Выбуты на Псковщине. Житие говорит о том, что Ольга происходила из незнатного варяжского рода, на принадлежность к варягам указывает и ее скандинавское имя.

Легендарное сватовство

Легенда гласит, что князь Игорь Рюрикович увидел прекрасную девушку, которая была перевозчицей через реку. Плененный красотой, он попытался склонить ее к плотской связи, но получил неожиданный и решительный отпор. Пристыженный князь молча уехал, а вскоре прислал к целомудренной деве сватов.

Скорее всего, Ольга не была единственной женой князя-язычника, но благодаря острому уму и мудрости заняла особое место в семье Рюриковичей и в сердце мужа. Летопись свидетельствует, что «име же Игорь потом ины жены, но Ольгу, мудрости ее ради, паче иных чтяше». Она принимала участие в управлении государством еще при жизни своего мужа. Об этом свидетельствует, в частности, текст мирного договора между Византией и русами, в котором среди правителей Руси князя Игоря и его наследника Святослава упоминается и княгиня Ольга.

Без сомнения, мудрая княгиня сочувствовала христианским настроениям внутри княжеского окружения и по мере сил старалась склонить своего супруга в сторону мирной консолидации с христианской Византией. К сожалению, политика князя Игоря не отличалась продуманностью. В 941 и 943 году он предпринял несколько военных походов против Константинополя и чуть было не победил, однако неожиданно передумал воевать дальше и заключил с представителями Византии мирный договор.

Воинственный запал дружины был использован во внутреннем конфликте — с древлянами, которых Игорь обложил непомерной данью. На древлянской земле он и нашел свой страшный конец: обозленные жители устроили ему мучительную казнь. Это произошло в 945 году.

Месть святой?

Летопись донесла до нас историю об ужасной расправе, которую учинила над древлянами «хитроумная» Ольга. Однако не стоит забывать, что «Повесть временных лет» — это не только исторический документ, но и памятник литературы. Многие ученые совершенно обоснованно ставят под сомнение достоверность этого рассказа. Крупнейший специалист в области древнерусской литературы и культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев считал сюжет о мести княгини Ольги поздней вставкой. Доктор исторических наук, профессор Игорь Николаевич Данилевский пришел к выводу о том, что этот сюжет основан на народных преданиях о первых русских князьях-язычниках (повествующих «о мудрости-хитрости» вещего Олега, Игоря и Ольги). Филологи также проводят параллели с похожими сюжетами, бытовавшими у других народов, подчеркивают схожесть с сюжетом народных сказок и элементами языческого похоронного обряда.

За вымышленными подробностями, тем не менее, скрывается реальность, в которой вдове незадачливого князя пришлось жестко подавить древлянский мятеж, чреватый большой кровью и распадом молодого государства.

Чтобы подобное не повторилось, мудрая правительница провела серьезную государственную реформу. Она установила фиксированные размеры податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты. Подвластные Киеву земли были поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей. Затем возле этих центров стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси.

Будучи регентом при малолетнем сыне, она поставила перед собой грандиозную духовную задачу: привести русов ко Христу. Но чтобы достигнуть этой цели, княгиня должна была заручиться мощной политической поддержкой.

Духовная победа и политическое поражение

И. Машков. Паломничество Добрыни Ядрейковича в Константинополь. Холст, масло. 2003 г.Дипломатический визит правительницы Киевской Руси в Константинополь состоялся в 955 либо в 957 году. Автор «Повести временных лет» доносит до нас романтическую историю о том, как могущественный император, сраженный красотой гостьи из далекого Киева, захотел сделать ее своей женой. Однако святая Ольга ищет не земного счастья, а приобщения к истинной вере. Она просит, чтобы император стал ее восприемником при крещении, а крестил ее сам Константинопольский Патриарх. Ольга принимает Крещение с именем Елена, данное ей в честь матери императора Константина Великого святой Елены. Однако крестный не может взять в жены свою крестницу. Поняв замысел новокрещеной Елены, император только развел руками и сказал: «Переклюкала мя еси Ольга» — и отпустил ее домой с подарками и великими почестями.

Историки выдвигают вполне обоснованную версию о том, что святая Ольга отправилась в Константинополь, чтобы женить своего сына Святослава на ромейской царевне. Она надеялась, что ее сын не сможет отказаться от такой великой чести и станет христианином хотя бы формально. Увы, этим планам не суждено было осуществиться.

Уступить власть

Святая Ольга возвратилась домой, не найдя политической поддержки, но получив нечто более важное — благодать Святого Духа. Мудрая княгиня понимала, какое сопротивление вызовет ее крещение у сторонников языческой старины, когда она вернется на родину. И ее опасения оправдались. Дома набирал силу ее молодой сын, уродившийся нравом в отца. Святослав не препятствовал крещению матери и не возводил гонений на христиан, но сам от крещения категорически отказывался, мотивируя это тем, что его, мол, дружина засмеет.

Перед мудрой княгиней встал мучительный выбор: бороться ли с сыном за власть во имя победы христианства на Руси? И она выбрала путь отказа от борьбы — путь материнской любви и христианского смирения. Святая Ольга сделала все, что было в ее силах, для просвещения народа, но ее христианская деятельность не выходила за пределы частной инициативы. Тем не менее, вклад святой равноапостольной Ольги в дело христианизации Руси невозможно недооценить. Прежде всего, она начала строить храмы. Первые храмы были воздвигнуты над могилами киевских князей-христиан: храм Софии — Премудрости Божией над могилой Дира и церковь во имя святителя Николая над могилой Аскольда. На Русской земле стала совершаться Литургия, зазвучала христианская молитва. Еще до всеобщего крещения, благодаря ее молитвам и трудам, православная вера на Руси перестала быть чем-то экзотическим.

Неспокойная старость

Последние годы жизни святой Ольги были наполнены опасностями и скорбями. Ее сын Святослав отправился искать воинской удачи на край ойкумены. Там он основал новое поселение — Переяславец — и намеревался перенести туда столицу. Тогда княгине вновь пришлось взять бразды правления в свои руки. В 968 году 80-летняя правительница была вынуждена возглавить оборону Киева против печенегов. Святослав вернулся и добил неприятеля, однако не стал задерживаться дома и решил направиться в очередной военный поход — против Византии.

Единственное, о чем просила Святослава мать,— это дождаться ее кончины. Святая равноапостольная Ольга умерла 24 июля 969 года, и плакали по ней «плачем великим» ее сын, внуки и все русские люди…

Из своих внуков святая выделяла Ярополка, надеясь передать ему свет веры Христовой. Она не знала, что зерно христианской веры прорастет в другом ее потомке — князе Владимире, который и довершит начатое ею великое дело просвещения славянского народа.

Пример святой равноапостольной Ольги является великим утешением для матерей, чьи дети остаются неверующими. Он доказывает, что горячая молитва матери никогда не остается бесплодной, хотя пути веры не всегда ясны и очевидны для нас.

В 1988 году, в день празднования тысячелетия Крещения Руси митрополит Антоний (Сурожский) сказал о святой равноапостольной Ольге замечательные слова: «Ольга была христианкой за два поколения до Крещения Руси; она была христианкой в одиночку, среди царедворцев своего мужа, который презирал христианство как религию слабых, потешался над ним и вместе со своими соратниками высмеивал и княгиню Ольгу, и ее веру. И она стояла в одиночку и никогда не поколебалась; она не робела заявить о том, кто она есть, она провозглашала свою веру в одного, Единого Бога, Господа господствующих и Царя царствующих, но также и Спасителя мира».

Газета «Православная вера», № 12 (656), июль 2020 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

На иконе этого святого всегда изображают очень пожилым человеком, однако его история восхождения к святости началась в юном возрасте. Царевич Даир Кайдагул, рожденный в языческой Золотой Орде, племянник могущественного хана Берке, должен был стать воином, но встреча с русским проповедником — святителем Кириллом, епископом Ростовским — круто изменила жизнь отрока, принявшего во Святом Крещении имя Петр. Память преподобного Петра, царевича Ордынского, Церковь празднует 13 июля

Просмотров: 317
Комментариев: 0

Святые братья Борис и Глеб — младшие сыновья святого равноапостольного князя Владимира, воспитанные в христианском благочестии. Их удивительный подвиг — подвиг непротивления — показывает, что креститель земли Русской смог привести к вере не только вверенный  ему народ, но и своих сыновей. Святые братья стали первыми канонизированными святыми новокрещеного народа, первыми чудотворцами  и небесными молитвенниками «за новые люди христианские». И до сегодняшнего дня они очень близки нам. Русская Православная Церковь вспоминает об их подвиге несколько раз в году. 15 мая мы отмечаем перенесение святых мощей этих угодников Божиих

Просмотров: 940
Комментариев: 0

Сегодня в Русской Церкви празднуется 1050-летие преставления святой равноапостольной княгини Ольги. Предлагаем вашему вниманию проповедь Митрополита Сурожского Антония, произнесенную в день ее памяти в 1988 году — в год 1000-летия Крещения Руси.

Просмотров: 1008
Комментариев: 0

24 июля — день памяти святой равноапостольной княгини Ольги. Предлагаем вашему вниманию ее жизнеописание, составленное святителем Димитрием Ростовским

Просмотров: 1203
Комментариев: 0

Однажды этот человек надел одежды простолюдина и отправился в далекий путь. Дорога странника привела его сначала в Соловецкий монастырь, потом — на митрополичью кафедру, затем — в заточение и закончилась, когда он принял смерть от руки слуги царя Иоанна Грозного. Речь идет о святителе Филиппе, митрополите Московском. Он всю жизнь искал правды Божией и не мог мириться с беззаконием, за что и был убит, а впоследствии прославлен Православной Церковью. Память этого святого мы отмечаем 22 января

Просмотров: 967
Комментариев: 0

Святитель Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — один из людей, определявших в свою эпоху духовный облик России. Без него, как и без Пушкина, Достоевского, русская цивилизация была бы в чем­то иной. Он был и богословом, и педагогом, и философом, и филологом, под его руководством был создан Синодальный перевод Священного Писания, которым мы пользуемся до сих пор. Он был мудрым пастырем и главное — настоящим христианином. Память святителя Филарета Церковь празднует 2 декабря

Просмотров: 869
Комментариев: 1

22 ноября — день памяти святителя Нектария Эгинского. Предлагаем вашему вниманию одну из самых полных и проникновенных биографических статей о святителе — предисловие к книге С. Димитракопулоса «Нектарий Эгинский. Святой наших дней» (Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2012)

Просмотров: 1373
Комментариев: 0

Все мы так или иначе можем найти свое место у Его Креста: кто-то плачет, кто-то кается в грехах, кто-то творит неправый суд… Сотнику Лонгину из римской провинции Каппадокия досталась самая страшная роль: быть непосредственным участником страшной казни Богочеловека. Но где бы и в каком бы положении ни находился человек, Бог не отнимает у него свободы. И этот римский воин использовал свою свободу наилучшим образом

Просмотров: 1273
Комментариев: 0

17–18 сентября прибывший в Россию ковчег с десницей святителя Спиридона Тримифунтского будет принесен в Саратов. В православном мире этот святой известен своей помощью в самых различных сложностях не меньше, чем святитель Николай Чудотворец. О жизни святителя Спиридона и о том, с какими нуждами к нему прибегают, расскажем в нашем материале

Просмотров: 1517
Комментариев: 0

Святитель Николай Сербский — великий святой, подобный святым отцам древности. И вместе с тем он — наш современник. Это человек, судьбу которого пересекли все кровавые пути жестокого XX века: обе мировые войны, оккультный фашизм и безбожный коммунизм. Это человек, который был гоним всеми тоталитарными системами, но смог состояться как писатель и богослов. Он разделил все скорби многострадального сербского народа, к которому принадлежал по крови, и горячо молился за народ русский, который любил всем сердцем

Просмотров: 1296
Комментариев: 0