Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Храмы оживают там, где живы сердца
Просмотров: 674     Комментариев: 0

Что нужно, чтобы возродить храм — сначала закрытый, разгромленный, полуразобранный, превращенный в клуб, мастерскую, склад, во что угодно, а потом, долгие годы, просто никому не нужный?.. Что требуется, чтобы вернуть храму-мученику первородное достоинство дома Божия и приличествующий тому вид? Деньги?.. Деньги необходимы — действительно, без них никак. Но в первую — и именно в первую — очередь нужны люди. Люди, которые не могут равнодушно смотреть на погибающий храм, которые не ограничатся печальными вздохами, не переложат всю ответственность на власть, церковную или светскую, — которые, пусть и не имея больших возможностей, окажутся готовы подставить под нелегкую ношу свое плечо.

Сухой Карабулак — село в Базарно-Карабулакском районе. Церковь, освященная в честь Казанского образа Божией Матери, 1860 год. Очень красивая — даже сейчас, когда нет еще ни колокольни, ни внутреннего убранства, когда так далеко еще ей до былого благолепия. Девять десятков лет стоял этот храм обезглавленным, и вот совсем недавно увенчал его наконец новый купол с крестом. И не только сам храм преобразился, но и вся округа сразу стала совершенно другой.

А начиналось возрождение сухо-карабулакского храма ровно двадцать лет назад. В июне 2002 года по благословению архиепископа Саратовского и Вольского Александра (Тимофеева; †2003) протоиерей Александр Ткачев совершил в этих стенах — в пространстве, только что расчищенном от мусора, — чин положения антиминса и первую Божественную литургию…

— Вот, смотрите, что я принес, — говорит Виктор Иванович, или, как все его здесь называют, дядя Витя Моисеев, старый колхозный механизатор, — что я сохранил с того самого года!

Пожелтевший лист бумаги с дырками от кнопок — объявление, старательно написанное от руки цветным карандашом, где сельчан приглашают в старую церковь на водосвятный молебен в летний праздник Казанской иконы Божией Матери. Как непривычно тогда все это было!.. Трудами нескольких священников, благодаря бескорыстной помощи местных жителей и отзывчивости жертвователей — не вдруг, постепенно, шаг за шагом Казанская церковь приходила в себя.

Двадцатилетие возрождения церковной жизни в Сухом Карабулаке решили отметить торжественно. На праздничную Литургию в Казанский храм приехали благочинный Базарно-Карабулакского округа иерей Николай Протасов, священники со всей округи, сестры Свято-Сергиевского монастыря в Алексеевке. Из Саратова автобусом прибыли прихожане Спасо-Преображенского монастыря, ведь настоятель прихода в Сухом Карабулаке иеромонах Алипий (Пышин) — насельник именно этой обители. За праздничной Литургией пел «правый» монастырский мужской хор — и как же мощно и мужественно звучали священные песнопения в стенах старого храма! В нем нет еще алтарной преграды, нет иконостаса и царских врат — Евхаристия совершается у всех на виду, как на Пасху.

После Божественной литургии отец Николай Протасов обратился к собравшимся:

— Храм — это дом молитвы, и если в нем не молятся, если в нем не совершается Евхаристия — это очень и очень печальное зрелище. Двадцать лет назад наш с вами храм начал жить, начал дышать. Вот почему мы с вами сегодня испытываем пасхальную радость.

Далее отец Николай говорил о том, как стремимся мы в святые, намоленные места — в Дивеево, например, как восхищаемся той красотой, которую там создали, — но что мешает нам самим создать такую же красоту здесь, у себя дома? Ведь вот они, наши святыни, тоже веками намоленные. Ради их возрождения стоит трудиться, молиться. Бог поможет тем, кто трудится. Бог всегда действует через людей.

Иеромонах Алипий (Пышин)Иеромонах Алипий служит здесь, в Сухом Карабулаке, чуть менее двух лет. Спрашиваю, какие чувства он испытывал, оказавшись в отдаленном приходе, на таком непростом монашеском послушании.

— Оптимизм! — с улыбкой отвечает отец Алипий. — Радость от того, что появилась такая возможность — приложить свои силы, возродить храм.

— Чувствуете ли Вы поддержку людей, прихожан?

— Конечно! Без них я бы ничего не смог.

— А что Вам удалось уже сделать?

— Во-первых, отопление — теперь мы служим здесь круглый год, а не только в теплое время года, как раньше. Во-вторых, мы провели электричество, перебрали всю цокольную часть — заменили сгнивший кирпич. Вставили пластиковые окна, приобрели звонницу…

Звонницу оплатил друг сухо-карабулакского прихода — радиофизик, кандидат наук, сотрудник Первого Московского медицинского университета Борис Шульгин. К сожалению, он не смог приехать на торжество, но епархиальную медаль священномученика Германа, епископа Вольского, III степени ему непременно передадут — вместе со словами благодарности и благословением правящего архиерея, митрополита Саратовского и Вольского Игнатия. Еще два жертвователя удостоены Архиерейских грамот — это местные предприниматели Юрий Васильевич Акимов (в его столовой всех гостей после службы вкусно накормили) и Антонина Ивановна Андриянова. Спросим Антонину Ивановну: почему, не имея сверхдоходов (какие доходы от сельского продуктового магазинчика!), она регулярно помогает храму?

— Душа этого требует.

Еще один благотворитель Казанского храма попросил меня не называть его имени. Скажу лишь, что он возглавляет строительную фирму; в Сухом Карабулаке родилась его мама, и он в детстве приезжал сюда на летние каникулы. Ему я задала больной вопрос:

— Часто приходится слышать: зачем тратить такие средства на восстановление огромных храмов в бесперспективных селах? Что бы Вы ответили?

— Я православный хрис­тианин и потому понимаю, что храм, в котором совершалась Евхаристия, пребывать в запустении не должен. Людям, которые живут сейчас в селе, храм очень нужен; они многое могут сделать сами, им нужно только помочь, дать толчок, а дальше они сами будут бороться за свой храм.

Приходу в Сухом Карабулаке помогают не только деньгами и стройматериалами. Андрей Никитин, также удостоенный Архиерейской грамоты, — регент «левого» братского хора Спасо-Преображенского монастыря; он приезжает в село и поет в Казанском храме на все великие праздники. А еще обучает местных прихожан церковному пению и чтению — благодаря ему здесь всегда есть кому петь и читать за службой.

Мордовское село Сухой Карабулак основано в 1748 году, в 1773 году здесь была уже первая, деревянная Казанская церковь. Каменный храм, в котором мы с вами побывали, построен в 1860 году местным землевладельцем князем Владимиром Алексеевичем Щербатовым; князю продала Сухой Карабулак вдовая княгиня Наталья Степановна Голицына, урожденная Апраксина. Князь Щербатов — личность весьма заметная: он был губернским предводителем дворянства, а в 1863–1869 годах — саратовским губернатором. Не менее примечательна его супруга, Мария Афанасьевна, в девичестве Столыпина. Ее отец Афанасий Алексеевич Столыпин, у которого было имение в Лесной Неёловке Базарно-Карабулакского района, — родной брат Елизаветы Алексеевны Столыпиной, в замужестве Арсеньевой, той самой бабушки Михаила Лермонтова. Таким образом, Мария Афанасьевна приходится поэту двоюродной тетей. Известно, что она немало делала ради просвещения крестьян, в ее доме находилось четырехклассное училище. Местные крестьяне, надо сказать, отличались весьма независимым и крутым нравом — много лет они с редкой сплоченностью судились с князем Щербатовым из-за земли, не доставшейся им по отмене крепостного права…

Впрямь, только загляни в историю иного «бесперспективного села» — какие имена, какие люди, события с ним связаны! А вот еще 119 имен, не таких громких — на скромном сельском памятнике близ церкви: те, кто не вернулся в село с войны. Они ведь умирали и за малую свою родину тоже…

В Сухом Карабулаке сейчас менее тысячи жителей, но история его не закончилась. Как она может закончиться, если над селом вновь поднят православный крест, если его вновь, как было это два столетия кряду, оглашает колокольный звон? Село без церкви и село, в котором действует церковь, да еще старинная — согласитесь, большая разница. И эта разница чувствуется здесь во всем. Отец Алипий — частый гость в местной школе, а дети и учителя — желанные гости в храме. Установили звонницу — четвероклашек сразу привели на экскурсию. Школьный волонтерский отряд «Радуга» помогает обустраивать храм. И все сказанное подтверждает: храмы оживают там, где живы сердца человеческие.

Газета «Православная вера», № 12 (704), июнь 2022 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.