+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Искушение революцией
Просмотров: 920     Комментариев: 0

Борис Кустодиев. "Большевик"Ну вот оно и настало, это число – 7 ноября 2017 года, столетие… О чем хочется в первую очередь сказать? О крови,  о насилии, о страшных жертвах? О России, которую мы потеряли? О той клевете на нее («Темная, лапотная, безграмотная…»), которая до сих пор жива? О людях, которые и сегодня верят в справедливость «Великого Октября»?..

Обо всем этом нужно говорить, наверное, но начнем все же с метафизического  начала. Я не претендую на истину в конечной инстанции, конечно, но полагаю: революция - это не только интрига Германии и не только страшное, кровавое насилие. Революция есть величайшее искушение народа врагом - врагом не одной только России, но рода человеческого.

Революция и все, что за нею последовало, стало возможным не только по причине неограниченного насилия, но и по причине веры. Безбожной веры, земной веры, квази-веры, как хотите ее называйте, но - веры, и веры чрезвычайно сильной, чрезвычайно живучей, вполне живой и сегодня, в чем ничего удивительного. Пока я ехала на маршрутке от дома до работы, мой пожилой сосед с десяток своих знакомых по телефону поздравил с великим праздником, а сам просто сиял.       

Часто задают вопрос: ну хорошо, большевики, но сколько их было - даже не горстка, щепотка, ничтожный процент от населения России, небольшая часть от российского левого движения той эпохи. Как же они могли - в условиях, когда единственным средством дальней связи был телеграф, а самым быстрым транспортным средством бронепоезд - такую огромную страну перевернуть, такое разнородное пространство взять под жесткий контроль, как сумели они такой народ за собой повести-потащить-поволочь, опять же, как хотите, так и определяйте?.. 

Честно скажу, окончательного и премудрого ответа у меня нет, да и знаний, наверное, не хватает. И все же рискну предположить: товарищи большевики смогли победить по причине веры. Они сами поверили себе, это во-первых, им поверили другие - во-вторых. Вера или квази-вера, о которой я сейчас говорю, есть вера в преобразование мира, в его реальное изменение к лучшему, в преодоление зла и несправедливости собственными силами людей, не верящих в Бога и никак на Него не рассчитывающих.

Как эта вера возникает? Человек растет, живет - и неизбежно сталкивается с несправедливостью, ложью, злом. Что интересно, он сталкивается с ними всегда - при всех властях, в любую эпоху, когда бы ни привелось ему родиться и возрастать. И в любую эпоху у человека возникает вопрос "Почему так?!" И рождается протест. Правда, у большинства людей этот протест принимает хронический вялый характер и разряжается в сетованиях, в бурных кухонных разговорах, в старческой ворчливости. Но приходит критическая эпоха, пассионарные личности активизируются и собираются в стаю, а уж если найдется  харизматичный лидер да плюс еще внешние силы, в этом заинтересованные  –  происходит перелом. И не только в государственном устройстве перелом, но и в сознании, в психике человека.

Вспомните советские годы - сколько совсем не глупых и отнюдь не плохих, подчас просто прекрасных людей свято верили - по крайней мере, в коммунистическую идею, если уж не в ее реализацию! И, кстати - совершенно трагически переживали худость нашей советской практики, "уход от чистоты ленинских принципов", засилие пропагандистской бессмыслицы и т.д. 

Многие верить уставали. Выдыхались от  бесконечных столкновений веры с реальностью. Взмахивали рукой «А я уже не верю ни во что, ни в кого…» Но и в них она продолжала на самом деле  жить – вера во что-то настоящее, праведное, жертвенное, но ушедшее; в некий чистый исток, который потом загрязнили. Этим, кстати, и объясняется культ личности Ленина. Культ «самого человечного человека» воспитывался, конечно,  властью; но он и снизу шел тоже, народ откликался, народ Ильича любил. Даже в политических анекдотах той поры Ленин – как правило, положительный персонаж, вспомните – «Ухожу в подполье, начинаю всё заново». Почему умерла в народе память о Красном терроре, о деятельности ЧК? Потому что она не оказалась востребованной; потому что эта память ничего не дала бы человеку, которого принудительно лишили веры подлинной и   которому теперь нужна земная вера,  нужен праведник, на роль которого подходит  Владимир Ильич – честный, справедливый, отправляющий присланные ему фрукты в детский дом, не то, что вон эти нонешние...

Кое-кто, правда, вопреки всему, знал: праведник вовсе не в Мавзолее лежит на самом деле, а живет в Вырице. Но власть постаралась, чтоб таких знающих было немного.

Коммунистическая идеология была не просто верой – целостной религией. Она давала чувство смысла, осмысленности жизни. Тот, кто отказывался верить, считался циником... И часто, кстати, им и был. Циникам ведь вообще легче расставаться с верой. Нециникам - больно: им вера необходима, а где взять другую, если эта под ударами реальности рушится?.. 

Не знаю, кто как это переживал - а я помню свое состояние в юности, когда вера моя в революцию и коммунистическую идею зашаталась и затряслась... Это было почти физическое ощущение сползания с ума: «Как же мне жить, если все это – неправда?...»  А до подлинной веры, той, которая поставила все на свои места и спасла от искушения земными верами - была еще не одна тысяча километров, и в этом состояло мое (если бы только мое!) несчастье.

Советская квази-вера не замечала (или как бы не замечала) своей противоречивости: она утверждала материализм и абсолютный материальный детерминизм, и в то же время придавала и отдельной человеческой жизни, и истории в целом некий заранее заданный явно не детерминированный материальными процессами смысл: "Для чего человек живет? Для того, чтобы построить коммунизм. К чему ведет история человечества? К его неизбежной повсеместной победе". Это обстоятельство подтверждает вывод: революция и все, что за нею последовало, есть искушение религиозного, метафизического характера, и, сколько бы ни изучали, как бы ни обсуждали люди сегодня ее исторические причины, как бы они их ни толковали - главная, а может быть, и единственная причина Октябрьской революции не здесь, а там. Там, где противоречащий задавал Богу вопрос об Иове.

И все же, как провести этот день? Думаю, он должен стать днем скорби, днем тишины и днем молитвы – за всех погибших, в том числе и за тех, кто, заблуждаясь, горел верой в преобразование мира и положил жизнь «за счастье трудящихся». Даже в первую очередь за них – им там, может быть, куда труднее, чем жертвам красного террора. Жертвы-то эти, поди, кровью своей убелились паче снега. А вот те, кто врагу служил, хотя бы и неведением  - нуждаются в молитве.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.