+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Христианин-заочник
Просмотров: 2493     Комментариев: 16

28 января исполняется 20 лет со дня смерти Иосифа Бродского — поэта, эссеиста, лауреата Нобелевской премии по литературе. Многим Бродский знаком как автор строк «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать». Но была в его творчестве и другая сторона.

Бродский из окна своей квартиры с видом на Спасо-Преображенский собор, Ленинград, 1956 годДаря друзьям и знакомым сборник своих рождественских стихов, изданный отдельной книжкой в Москве в 1993 году, поэт подписывал его так: «От христианина-заочника». Интервьюеры часто выпытывали у Бродского, верующий он человек или нет, а если да, то к какой конфессии себя причисляет. Поэт находил способ уйти от ответа, но давал его в своем творчестве.

Бродский вырос в атеистическом обществе, воспитывался в религиозно индифферентной семье, но уже с юности стал живо интересоваться различными религиозными учениями. Наследовав традиции русского и европейского искусства, Бродский ощущал себя принадлежащим христианской культуре. В его стихотворениях часто встречаются библейские сюжеты и персонажи, некоторые стихи посвящены этой теме полностью, например, из Ветхого Завета — «Исаак и Авраам», из Нового Завета — «Сретенье», а также десятки рождественских стихотворений, которые он писал на протяжении почти всей творческой жизни.

Биограф Бродского Лев Лосев отмечал, что начиная с «Рождественского романса» (1961) календарь поэзии И. Бродского — только христианский, определяемый не датами солнцеворотов, а Рождеством, Пасхой, Сретением. В середине 60-х Иосиф Бродский открыл для себя Священное Писание. Позже, в интервью, он признавался, что, прочитав Ветхий и Новый Завет, решил: «это мой мир».

Свое пристальное внимание к рождественскому сюжету поэт объяснял так: «В конце концов, что есть Рождество? День рождения Богочеловека. И человеку не менее естественно его справлять, чем свой собственный». Что это, как не свидетельство веры?! Все рождественские стихотворения Бродского – разноплановые. Они пишутся по поводу Рождества или о самом празднике. И сам поэт в этих стихах — разный. Он стремится к пониманию мира, ищет высший идеал жизни и потом все-таки находит его — во Христе.

Историю этого поиска несложно проследить. Так, в первом стихотворении на эту тему, «Рождественском романсе», нет ни слова ни о Христе, ни о самом празднике, только «необъяснимая тоска» наполняет город, людей, душу поэта. Но все же в его душе есть и надежда на чудо:

 

«Твой Новый год по темно-синей

волне средь моря городского

плывет в тоске необъяснимой,

как будто жизнь начнется снова,

как будто будет свет и слава,

удачный день и вдоволь хлеба,

как будто жизнь качнется вправо,

качнувшись влево».

 

Рождественское стихотворение 1965 года написано в ссылке. Несмотря на всю ту же горечь и тоску в первых строках, заканчивается стихотворение очень светло и благодарно:

 

«И молча глядя в потолок,

по-скольку явно пуст чулок,

поймешь, что скупость —лишь залог

того, что слишком стар.

Что поздно верить чудесам.

И, взгляд подняв свой к небесам,

ты вдруг почувствуешь, что сам —

чистосердечный дар».

 

Поэт осознает, что главный рождественский подарок, главный дар —жизнь — ему уже преподнесен.

Последнее стихотворение о Рождестве, написанное на Родине, датировано 1972 годом. Бродский описывает современную ему действительность: несмотря на то, что люди перед праздником в большей степени озабочены «осадой прилавков», потому что «каждый сам себе царь и верблюд», все-таки в Рождество «все немного волхвы», и хоть большинство еще не осознает в себе «потребности в звезде», но «уж воля благая в человеках видна издали». Чудо происходит, и ощущение этого чуда не может не коснуться сердца:

 

«Знал бы Ирод, что чем он сильней,

тем верней, неизбежнее чудо.

Постоянство такого родства —

основной механизм Рождества.

То и празднуют нынче везде <…>

Но, когда на дверном сквозняке

из тумана ночного густого

возникает фигура в платке,

и Младенца, и Духа Святого

ощущаешь в себе без стыда;

смотришь в небо и видишь — звезда».

 

Ни для исследователей, ни для простых любителей творчества Иосифа Бродского не секрет, что к Церкви поэт относился неоднозначно —  упоминал о кальвинизме, высказывал недоверие к обрядовости Православия. Но в стихах, в его лирической исповеди — иное, главное. Это способность без стыда ощутить в себе Святого Духа, смиренно принять любые удары судьбы, благодарность за дар жизни и надежда на прощение, а ведь это — одни из самых основных христианских добродетелей:

 

«Наклонись, я шепну Тебе на ухо что-то: я

благодарен за всё»

(Римские элегии. XII);

 

«...в ушную раковину Бога,

закрытую для шума дня,

шепни всего четыре слога:

— Прости меня»

(Литовский дивертисмент. 7)

 

В эмиграции Бродский продолжает свою рождественскую традицию. Одно из самых известных стихотворений этого периода — «Рождественская звезда» (1987). В нем поэт рисует уже саму картину Рождества, пристально вглядываясь в Младенца:

 

«Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар

из воловьих ноздрей, волхвы — Балтазар, Гаспар,

Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.

Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.

Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,

на лежащего в яслях ребенка издалека,

из глубины Вселенной, с другого ее конца,

звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца».

 

Здесь мы видим почти богословское осмысление этой картины. И, конечно, логично предположить, что человек, написавший эти строки, верит в то, что рожденный Младенец — не просто великий пророк или иная историческая личность, а именно Бог-Сын, рожденный от Бога-Отца.

В последнем рождественском стихотворении Бродского, озаглавленном «Бегство в Египет (2)», мы встречаем ту же мысль о звезде, которая свидетельствует о Рождении Спасителя:

 

«Звезда глядела через порог.

Единственным среди них, кто мог

знать, что взгляд ее означал,

был Младенец; но он молчал».  

 

«Из глубины Вселенной, с другого ее конца, звезда смотрела в пещеру» — строчка из стихотворения Иосиф Бродского «Рождественская звезда» (1987)«Только прочтя у Бродского всё или премногое, понимаешь, насколько глубоко укоренена христианская традиция в человеке, достаточно часто употреблявшем в поэтической лексике такие фундаментальные понятия, как гордыня, смирение, грех; писавшем «Дух», «Отец», «Сын», «Крестное Знамение», «Святая Мария», «Господня Слава», «Господне Лето», «Спаситель» только с заглавных букв; часто пользовавшимся для пространственно-временно-духовных привязок христианской терминологией: «Великий Пост», «Чистый Четверг», «Страстная»», — пишет о Бродском поэт Станислав Минаков.

Лев Лосев в свою очередь находит, что «независимо от степени и характера религиозности в стихах Бродского одно несомненно — именно он возвратил в русскую поэзию исчезнувший было из нее метафизический дискурс». Соприкосновение с христианством, существенная метафизическая напряженность и глубина поэзии Бродского очевидны. В его стихах вера проявляется открыто. Христианин-заочник фактически проповедует в своей

лирике христианские заповеди о любви к Богу и к ближнему: несмотря на брошенное как-то в запале: «Я не люблю людей…», Бродский воспринимает любовь как спасение, утверждая:

 

«Многие — собственно, все! — в этом, по крайней мере,

мире стоят любви…»

«Саратовская областная газета» № 11 (3811)

Комментарии:

31.01.2016 18:07:54  Валери.

Это не тот ли Бродкский , который говорил - что самый лучший вид на Москву , вид из прицела немецкого бомбандировщика!

01.02.2016 18:15:30  Яна

Да, это неточная цитата из стихотворения Бродского "Представление": "Входят Герцен с Огаревым, воробьи щебечут в рощах./ Что звучит в момент обхвата как наречие чужбины. / Лучший вид на этот город - если сесть в бомбардировщик". Речь идет действительно о Москве, именно там, на Воробьевых горах Герцен и Огарев дали клятву бороться против царизма. Стихотворение постмодернистское, в нем много персонажей, языковых кодов, и поэтому не стоит расценивать каждую строчку как личное убеждение автора.

02.02.2016 11:03:35  Екатерина

Это тот самый Бродский, который писал в 1972 году Брежневу: "Уважаемый Леонид Ильич, покидая Россию не по собственной воле, о чем Вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которую мне дает твердое сознание того, что все, что сделано мною за 15 лет литературной работы, служит и еще послужит только к славе русской культуры, ничему другому. Я хочу просить Вас дать возможность сохранить мое существование, мое присутствие в литературном процессе. Хотя бы в качестве переводчика – в том качестве, в котором я до сих пор и выступал" И далее: " Я принадлежу к русской культуре, я сознаю себя ее частью, слагаемым, и никакая перемена места на конечный результат повлиять не сможет. Язык – вещь более древняя и более неизбежная, чем государство. Я принадлежу русскому языку, а что касается государства, то, с моей точки зрения, мерой патриотизма писателя является то, как он пишет на языке народа, среди которого живет, а не клятвы с трибуны.

 

Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Все плохое, что выпадало на мою долю, с лихвой перекрывалось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо, переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге."

 

02.02.2016 12:14:16  Ксения

Хорошая статья, спасибо Яне!

02.02.2016 21:41:12  Валера

«Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать» Это строка, которая говорит о противоречивости личности поэта. Он говорит о себе как о человеке мира, как о человеке без родины. Хочу разобраться в личности Бродского, но мои вопросы не пропускают. По видимому нужна только похвала.

03.02.2016 11:13:28  Екатерина

Валера, личность Бродского, действительно, очень сложная, и в отношении к христианству, и в отношении к России. Есть много работ на эту тему. Хотя бы статья Руслана Измайлова "Библейский текст в творчестве Бродского". 

Опять же Бродский менялся на протяжении своей жизни, как в творчестве, так и во взглядах. Менялся не всегда в лучшую сторону, увы...

 

Можно так подобрать  цитаты из его стихов и показать, что он был верующим христианином. И в какой-то период жизни, я думаю, он и правда им был. Можно надергать других цитат и показать, что он был богоборцем. И тоже будет правда. Но мне кажется, что точно пишет Яна: в его жизни и творчестве было именно соприкосновение с христианством, которые оставило в его душе неизгладимый след.    

03.02.2016 11:21:05  Инна Самохина

Уважаемый Валерий, почему Вы пишите, что Ваши вопросы не пропускают? Просто сначала все комментарии проходят премодерацию, поэтому не сразу появляются на сайте. Теперь оба Ваших комментария опубликованы и видны всем пользователям. 

03.02.2016 11:31:59  Яна

Помочь разобраться в личности и творчестве  Бродского Вам поможет книга Льва Лосева "Иосиф Бродский: опыт литературной биографии" из серии ЖЗЛ. Книга есть и в магазинах, и в свободном доступе в Интернете. А еще комментарии к стихам того же Лосева. Это самое основное, список работ по Бродскому огромен. 

06.02.2016 19:01:07  Валера

Инна , у меня было три комента , но прошло только два.

Яна , у меня к вам впрос: судя по вашей статье и другим публикациям, Бродского собираются канонизировать?

06.02.2016 19:28:18  Инна Самохина

Валерий, видимо, с третьим комментом что-то у Вас не получилось, у нас отображается только два. Попробуйте еще раз. В отношении канонизации - более чем странный и необоснованный вывод...

06.02.2016 22:52:11  Екатерина

Валера, я, конечно, не Яна, но тоже хочу разобраться в вашем вопросе. Насколько я понимаю, этот вопрос задан с иронией, да? То есть, вы считаете, что Яна слишком комплиментарно написала о Бродском, так, как будто бы он почти святой? Я задаю свой вопрос безо всякой иронии, потому что по вашим вопросам нельзя реконструировать вашу собственную точку зрения . Видно только, что Бродский Вам явно не нравится, но  он интеерсен Вам как предмет разговора.

Конечно, никто не собирается объявлять Бродского святым или, говоря мягче, никто не предполагает, что духовный опыт Бродского может быть полезен нам как опыт православного христианина. Нет этого и у Яна. И я была бы Вам очень благодарна, если бы вы прислали ссылки на другие работы о Бродском, где его, как вы полагаете, объявляют "святым".  Очень интересно было бы ознакомиться с их доводами.

Бродский - это прежде всего, художник, автор замечатльных стихов религиозного содержания, написанных  в христианской парадигме.   Этого более, чем достаточно, чтобы статья о нем появилась на сайте Саратовской Епархии.  

07.02.2016 14:46:21  Валера


Екатерина, подготовка к канонизации и обьявление святым -это немного разные вещи. И я ни где не утверждал . что Яна обьявила Бродского святым. Бродский не девушка  чтобы мне нравится ,  к тому-же  мне не нравятся предатели своей родины.По этому мне захотелось разобраться в личности этого человека (может я что то не знаю). Почему статью о нём поставили среди рассказов о святых людях, которые всей своей жизнью и смертью прославили имя Хритово. Человек предатель - это не самый лучший пример для христианина.По поводу канонизации - это не ирония, в настояшее время практикуется канонизация по политическим мотивам. К стати спросить, нам тут рассказывают , что за имя Христово всех в нашей стране  расстреливали, а Бродскому ничего - как же так? 

07.02.2016 15:46:22  Екатерина

Валерий, то есть вы на полном серьезе считаете, что Русская Православная Церковь "ведет подготовку к канонизации" (цитирую вас) Бродского? Тогда я могу только повторить  слова Инны: это очень странное и совершенно необоснованное утвеждение. 

То, что Бродский - предатель - это только ваше личное мнение, и оно не обладает обязательностью для всех. Знаете, я готова обсуждать вопрос о сложных религиозных исканиях Бродского, в том числе и богоборческих, да было и такое. Я готова обсуждать его политические высказывания, с которыми я по большей части категорически не согласна. Я готова согласиться, например, с Юрием Кублановским, что в вопросах религии Бродский был просто невежественным человеком. (Почитайте, это интервью выложено на нашем сайте). Но я не вижу возможности говорить о человеке такой судьбы, как он: предатель. В чем он предатель? В том, что его насильно выпихнули из страны, в то время, как он бешено сопротивлялся? Вы читали его письмо Брежневу? Я ведь  привела вам цитату, а вы, как я вижу, предпочли ее проигнорировать.   Он  что, какие-то секреты раскрыл американской разведке? Он дезертировал с войны?  Нет? Так в чем суть обвинений? В том, что он не вернулся на Родину в 90-е? А что, он кому-то это обещал?

Слово "предатель" - это ярлык и оскорболение. К сожалению, очень часто современные дискусии ведутся на уровне побивания одних ярлыков другими, но это совершенно бесплодный путь. 

Статью о Бродском мы поставили не  среди рассказов о святых людях, как Вы пишите, а в ряду других материалов нашего сайта, среди которые есть и рассказы о подвиге святых, и рассказы о писателях и исторических деятелях, и простые житейские истории - рассказы о наших современниках, и материалы на социальную тему.  Бродский в числе этих разных людей - на своем месте,

За имя Христова, как Вы, конечно, знаете, не только стреляли, но и сажали, и выгоняли из школы, и ссылали. Вариантов было много. Бродский не было исповедником за веру. Но у него были в жизни и тюрьма, и психушка и ссылка, которая сломала ему жизни. Опять же своя "мера пресечения" была в 20 и 30-е годы, а своя - в 70-е.   

07.02.2016 18:51:38  Валера.

Екатерина, да ладно вам! уж больно строго вы со мной.

По видимому у нас с вами разные представления о любви к родине и патриотизме.Мечта нашего героя увидеть Москву из немецкого бомбандировщика, не только его мечта, но и других писателей и лоэтов которые "свалили" в основном к америкосам.Американцы даром никого кормить не будут.Теперь письмо к Брежнему, как он его послал? Интернета по моему тогда не было, а пропустила ли охрана бумажный носитель - это вопрос!  Екатерина , а что он не хотел ехать на запад? Тогда многие мечтали уехать в Америку или Израиль.Может он был "агентом  влияния" и у него был подписан контракт.Теперь о творчестве Бродского.Что это за стихи пишет поэт,  которые должен растолковывать его биограф Лосев.

08.02.2016 12:29:28  Инна Самохина

Валерий, Вы приводите искаженную цитату и смущаете этим не только себя, но и наших читателей. Она такова: "Лучший вид на этот город - если сесть в бомбардировщик , (слова "немецкий" здесь вообще нет), а такая основополагающая деталь  как контекст указана Яной в самом первом комментарии. О каком предательстве речь? Хотя не знаю, имеет ли смысл вообще продолжать эту переписку, так как Вы, судя по всему, вовсе не хотите на самом деле разобраться, и намерено не желаете обратить внимание на доводы компетентных, подчеркиваю, людей, основанные на фактах и научных трудах еще более компететных людей. Последняя Ваша фраза о Лосеве свидетельствует о том, что Вы просто не имеете представления о законах филологической науки. А следовательно, делать публичные выводы, не изучив глубоко, широко и обстоятельно вопрос, наверное, не совсем разумно

08.02.2016 20:46:27  Валера

По видимому стихи Бродского не для среднего ума, если их нужно для людей  разжовывать личному биографу поэта. Только знаете Инна ,  в первую очередь Господь пришел к рыбакам , а не к нижникам. (это публиковать необязатнльно.)

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.