+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Хотя бы помолиться…
Просмотров: 916     Комментариев: 0

Этот материал, присланный на конкурс «Святые люди и места земли Саратовской», написала Любовь Прокопьева — тележурналист, автор и ведущая программы «Привет, земляки», что выходит на каналах «Россия‑1» и «Россия‑24». Каждую неделю Любовь отправляется в отдаленное село, деревню, небольшой городок для того, чтобы поведать телезрителю о том, чем и как живет саратовская глубинка. Рассказывает об интересных людях, местных достопримечательностях, среди которых, как правило, оказывается и храм — старинный или возведенный с нуля усилиями общины. Хотя времени, которое Любовь проводит в населенном пункте, пока снимает программу, не так много, чтобы глубоко погрузиться в хитросплетения судеб жителей, одну закономерность она тем не менее подметила: история храма самым тесным образом связана с жизнью села. И по тому, в каком состоянии находится церковь, можно сделать выводы — утешительные или не очень — о будущем поселения.

Сейчас много говорится о необходимости восстановления храмов, которые являются памятниками архитектуры, хотя состояние большинства из них таково, что проще и дешевле построить новый — слишком большие требуются вложения, чтобы вернуть к жизни строение XVII–XVIII веков. Но вот что я заметила, путешествуя по саратовской глубинке и знакомясь с церковным наследием: в деле восстановления старинного храма, как и в личном желании любого человека прийти к вере, нет «отсутствия возможностей», потому что каждый, кто считает себя верующим и всей душой хочет возобновления в своем селе церковной жизни, может внести посильную лепту. Пусть не материальную, а духовную — можно ведь хотя бы прийти в храм с молитвой ко Господу. И это уже будет поддержкой, да еще какой!

Село Сокур (прежнее название — Покровское) Татищевского района было основано в первой половине XVIII века — примерно в 1748 году. К его образованию причастен князь Алексей Дмитриевич Голицын. По его распоряжению сюда были переведены на поселение крестьяне из Вяземского уезда. Потом к ним добавились выходцы из Саратова, к ним присоединились в большом числе переселенцы из Покровской слободы, возившие соль из Эльтона (отсюда, видимо, и возникло историческое название села — Покровское). Среди первых поселенцев были и крестьяне из Малороссии, и пахотные солдаты, переведенные в этот район и приписанные к основанным в тот же период поселениям, таким как Гремячка, Лох, Алексеевка, Еткара. Выходцы из Малороссии сначала платили князю по гривне с ворот, потом по рублю «с дыму» (т. е. с печной трубы), но к 1780 году они уже были «подданными князя Голицына».

Село славилось базарами и ярмарками. Из Ягодной Поляны раз в неделю приезжали немцы, привозили ткани, колбасы. А по воскресным дням сельчане наряжались в свои лучшие одежды и отправлялись к обедне.

Первая церковь в Покровском была деревянной и стояла в другом месте — приблизительно в центре современного села. Год постройки этого храма не установлен, но из архива Саратовской духовной консистории известно, что в 1773 году было принято решение о возведении новой церкви — к тому времени деревянное здание сгорело. Храм из кирпича был построен тщанием прихожан и освящен в 1902 году. При нем была установлена временная деревянная колокольня, которую должна была заменить каменная, приделы планировалось освятить во имя Архистратига Михаила и преподобного Сергия Радонежского, однако этим планам помешали осуществиться Первая мировая война и последовавшие за ней революции. В 1928 году храм был закрыт новыми властями, в его помещении разместили колхозный склад стройматериалов.

В начале 2000-х здание было возвращено Саратовской епархии. 5 июня 2010 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил в храме первую со времен его закрытия Божественную литургию. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Сокур — памятник культуры и архитектуры регионального значения, он неплохо сохранился и до сих пор поражает своим масштабом. Сегодня о былом процветании, населенности и размере села, пожалуй, только храм и напоминает. Внешне церковь выглядит благополучно: интересные архитектурные элементы, свежевыкрашенные стены, позолоченный купол… Но это впечатление, увы, обманчиво. Внутри, под огромными сводами, гуляет эхо… да настоятель храма, иерей Алексий Новичков. Пока идут ремонтные работы внутри храма, в здании сельской администрации организована молельная комната — небольшая по размеру, но очень уютная. Однако, по словам настоятеля, на службы в нее приходят не многие. Батюшка переживает, не понимает, почему народ обходит эту комнату стороной, ведь он сделал все возможное, чтобы организовать в селе богослужебную жизнь.

Возвращаюсь от красавца-храма к машине, по пути встречаю двух местных жительниц, спрашиваю про старинную церковь. Говорят: «Ждем, ждем не дождемся!». Оказалось, верующие, но в молельную комнату ходить наотрез отказываются — мол, советская контора бывшая, как там молиться? Вот храм старинный, намоленный, откроют, так мы туда всем миром и будем ходить.

Честно говоря, и обескуражили меня эти слова, и задуматься заставили. Насильно, конечно, на молитву в церковь людей никто не загонит. Это от души, от веры, от осознания важности этой молитвы должно происходить. Но где же эта душа, вера, осознание? Вспомнились прочитанные в книге священника Николая Булгакова «Тридцать три "причины" не ходить в храм» слова: «Церковная молитва сильнее, чем домашняя. Блаженная Матрона Анемнясевская, исповедница XX века, говорила: “Дома-то нужно триста раз поклониться, а в церкви-то — три раза. Дома мы молимся сами, а в церкви — сообща, и эта молитва особенно угодна Богу”. Господь сказал: Идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18, 20). В церкви с нами — Сам Господь». Вдуматься только — Господь среди нас!

На обратном пути из Сокура в Саратов я думала о том, почему в одних селах старинные храмы восстанавливаются — порой просто чудом — нет вроде никаких экономических предпосылок. Посмотришь, всё как у всех: бедность, разруха, но вдруг находятся благотворители, да и сами прихожане умудряются как-то средства находить, которых, казалось бы, должно хватать лишь на хлеб насущный. Я спрашивала людей: «Как вам это удалось?». И всегда в рассказах звучало: «а начинали-то мы молиться на дому» или «собирались в приспособленном помещении». Каждое воскресенье приходили, акафисты читали, просили святых покровителей, Господа о помощи. И вот услышал Господь эти молитвы. То есть храмы восстанавливаются и строятся там, где этого хотят. Там, где об этом просят. А где мимо проходят, там словно и вся жизнь мимо проходит.

Люди часто отговариваются от участия в каком-то деле тем, что ничего не могут. Денег нет, здоровья нет. Пусть так, но время все-таки в нашем распоряжении. А совместная молитва о скорейшем открытии храма, пусть даже это будет молитва в здании бывшей советской конторы, — дело не менее важное, чем денежные пожертвования, покраска стен или уборка строительного мусора. Это тоже труд — труд души.

К слову, учитель истории в местной школе, Светлана Вартанова — потомок священно­служителя, диакона Николая Серебрякова. Его дочь, Анна Николаевна, бабушка Светланы, много рассказывала о нем внучке, вспоминала о том, каким отец Николай был добрым человеком и хорошим семьянином, показывала семейную икону из дома отца, которая чудом сохранилась. Наверняка подобная связь с прошлым есть во многих семьях, нужно только вспомнить, оживить ее, «подключить» прошлое к настоящему. Ради будущего.

А есть ли оно, будущее, у такого села, как Сокур? Не сказать, что оно вымирает, но от исторического крепко стоящего на ногах Покровского мало что осталось. И замерший на начальной стадии восстановления храм-великан, возвышающийся над селом, словно наблюдает за людьми, будто ждет чего-то от потомков тех, кто когда-то вкладывал свои силы, средства, молился о его скорейшем возведении, а потом приходил под его кров с благодарностью в сердце… Дождется ли?

 


Материал — участник конкурса журналистских печатных материалов «Святые люди и места земли Саратовской»подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества — история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Фото автора

Газета «Православная вера» № 02 (574)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.