+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Духовная музыка — путь к дальнейшему обретению веры
Просмотров: 588     Комментариев: 0

В храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Саратовской православной духовной семинарии состоялась запись музыкальных произведений в исполнении Архиерейского мужского хора Саратовской митрополии под управлением регента Александра Занорина.

В здании семинарии непривычно тихо — на этажах развешаны объявления: «Просьба соблюдать тишину. Идет запись диска». После вечернего богослужения некоторые воспитанники семинарии, особенно те, кто уже сам поет на клиросе, остались в храме — послушать, как поет Архиерейский хор.

Хор записывает специальный аудиодиск, тираж которого поступит в общеобразовательные учреждения Саратова и области. Создание такого диска — часть культурно-миссионерского проекта «Благовест». Этот проект успешно реализуется Саратовской епархией уже несколько лет. На нынешнем этапе его воплощения Архиерейский мужской хор проводит культурно-просветительские мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, ребят из многодетных семей, а также подростков и молодежи.

— Прежде всего мы затрагиваем вопросы культурного воспитания, — отмечает директор хора Иван Козлов. — В школьной программе этому уделяется недостаточно внимания, в лучшем случае дети несколько раз в году сходят в театр. А здесь мы сами к ним приезжаем, исполняем не только богослужебные песнопения, но и русские народные песни. Некоторые школьники потом приходят в храм, чтобы своими глазами увидеть то, о чем им рассказывают на уроках «Основ православной культуры». И пение церковного хора ими воспринимается уже как нечто знакомое, это дает своего рода внутреннюю поддержку человеку, который еще о церковной жизни ничего не знает.

Мероприятия проекта проводятся на различных площадках: в общеобразовательных учреждениях, детских домах, школах-интернатах.

— Наш первый проект был для людей, находящихся в местах лишения свободы, — рассказывает регент Архиерейского хора Александр Занорин. — Заключенные лишены возможности посещения каких-либо концертов, и нашей целью было в той или иной степени заполнить эту нишу — и заполнить музыкой возвышающей, гармоничной. Мы не только исполняли духовные песнопения, но и рассказывали о богослужебном пении, его истории. Проект был очень хорошо встречен аудиторией, и мы решили адаптировать его для школьников. Программа для детей и подростков более доступная, но она показывает весь спектр духовной музыки, относящейся к разным событиям церковного календаря.

По словам Александра Германовича, важнейший аспект деятельности Архиерейского хора — просветительский.

— Участвуя в этих проектах, мы несем людям ту красоту, богатство, которым мы обладаем, имея такое музыкальное наследие, — говорит он. — Духовно-певческая культура нашей страны уникальна, и это должны знать наши жители, и в том числе наши юные слушатели, потому что они впоследствии будут носителями этой культуры, а для этого мы должны сделать всё, чтобы они были способны ее воспринимать. Знакомство с духовной музыкой — путь к дальнейшему обретению веры, мы это видим по опыту, по судьбам многих людей. Ведь она тоже, как и проповедь, несет в себе слово Божие.

Запись диска осуществляет саратовская студия «Река». Для проекта было записано несколько духовных песнопений: «Приидите воспоим, людие» и «Вознесу Тя, Боже мой» Д. Бортнянского; «Воскресение Христово видевше» П. Чеснокова; «Мужайся, Церковь Христова» диакона Сергия Трубачева; «Блажен муж» А. Кастальского и некоторые другие. Одно из них — «Стихиру Преображению» — написал певчий хора Алексей Кремаренко. В 2010 году он окончил Саратовскую государственную консерваторию им. Л. В. Собинова по классу теории музыки и композиции.

— Во времена студенчества я писал в основном инструментальную музыку, — рассказывает он. — Были опыты с вокально-инструментальной музыкой — на первом курсе пробовал писать романсы. В то время я не думал, даже предположить не мог, что стану писать сочинения для хора — это ведь совершенно другое направление.

Хоровую музыку Алексей начал создавать около десяти лет назад, когда стал певчим в Покровском храме Саратова.

— Первое хоровое сочинение — «Свете тихий» для смешанного хора — я написал в 2008 году. До сих пор считаю, что это одно из лучших моих произведений, мы его исполняли в Покровском храме. Бывает, что знаешь, как должно получиться сочинение, долго работаешь над ним, переделываешь, но оно получается вымученным — и это слышно. А бывает, что оно само на лист ложится — все уже готово, только на бумагу перенести. «Свете тихий» я написал как раз так. Притом я еще не был воцерковленным человеком, не знал богослужебный устав. Это была такая проба пера — хотелось понять для себя, как это звучит, какой смысл это несет.

В 2011 году Алексей Кремаренко пришел в Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии, где его композиторское образование пригодилось.

— Я начал заниматься аранжировками. Репертуар для мужского хора несколько ограничен, и я стал перекладывать некоторые песнопения со смешанного хора на мужской. Хоровому композитору важно знать специфику хора изнутри: если досконально знаешь смешанный хор, это не значит, что будешь так же разбираться в мужском — нужно учитывать тембровые особенности и так далее. В этом много своих тонкостей, потребовалось время, чтобы разобраться. Для диска мы записали последнее по времени мое произведение — «Стихиру Преображению». Оно тоже легло на лист нотной тетради сразу, в один вечер. Мы его уже исполняли на концерте и в праздник Преображения. Певчим это песнопение понравилось — на богослужении они сами попросили исполнить его, мне было очень приятно. То, что я слышу свою музыку в реальном звучании, для меня большой стимул писать дальше.

Важным опытом в композиторской практике Алексея Кремаренко стала Литургия по чину святого апостола Иакова. В Саратове это богослужение совершается с 2010 года. Службу сопровождали отдельные песнопения, стилистически не подходящие друг к другу. По благословению Митрополита Лонгина Алексей сделал все в едином ключе и написал несколько авторских частей. Как человеку творческому мы задали ему вопрос об источниках вдохновения.

— Вдохновение — явление неоднозначное, оно приходит и уходит, оно достаточно сильно зависит от внешних обстоятельств, — ответил он. — Часто обстоятельства бывают таковы, что о вдохновении и говорить не приходится. Но я считаю, что здесь, как и во многом другом, важна внутренняя работа: нужно проявлять упорство, усидчивость и умение правильно себя настроить. Многое зависит от музыкального материала, с которым человек работает, — от того, насколько он ему близок и насколько человек вообще понимает, с чем имеет дело. На мой взгляд, вдохновение — удел не только художников, оно может посещать, к примеру, и мастера за токарным станком. Но важен не какой-то вдохновенный настрой как таковой — важно, чтобы человек горел своим делом, ощущал, что он полезен и людям, и Господу. Именно это дает возможность людям совершать что-то, выходящее за рамки обыденности.

Проект «Благовест» продолжается, впереди у хора еще несколько концертов в Саратове и области.

 


При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 03.04.2017 № 93‑рп и на основании установления координационного совета, проведенного Фондом президентских грантов.

Фото Андрея Гутынина и из личных архивов участников проекта

Газета «Православная вера» № 12 (608)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.