+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Дни, посвященные Богу
Просмотров: 3325     Комментариев: 0

Каждый, кто хотя бы раз встречал Пасху в храме, знает, какая это ни с чем не сравнимая радость,— телетрансляция не передаст и сотой ее доли. Неслучайно на пасхальном богослужении мы всегда видим множество незнакомых лиц: люди, в течение года богослужений не посещавшие, на Пасху в храм всё же приходят и вместе с постоянными прихожанами на приветствие священника «Христос Воскресе!» отвечают ликующим «Воистину Воскресе!». Однако не только они, но и те, кто службы посещает более или менее регулярно, не всегда улавливают, что именно происходит в тот или иной момент богослужения. И сами службы, совершаемые на Пасху и на Светлой седмице, значительно отличаются от всех остальных; об их особенностях нам рассказывает клирик саратовского храма в честь Рождества Христова священник Максим Плякин.

— Отец Максим, в чем особенности пасхального богослужения? Что должен услышать в нем человек, находящийся в храме? Ведь в православном богослужении всё символично, каждое слово, действие имеет особый смысл…

— Приготовление к Пасхе начинается c чтения в храме Деяний апостолов. Изначально, когда наш богослужебный устав только складывался, это чтение было затрапезным чтением, поскольку для того, чтобы братия не расходилась из храмов в последние предпасхальные часы, даже последнюю трапезу ставили в притворе и в это время начинали чтение из «Деяний святых апостолов», чтобы повествованием об учениках Распятого подготовить слушателей, участников этой трапезы, к торжеству Воскресения. После чтения Деяний в храме совершается служба, которая традиционно именуется Пасхальной полунощницей. Это не полунощница в строгом смысле слова, с точки зрения устава, но она находится на том месте, где должна быть полунощница. И в отличие от всех прочих дней года, когда на воскресной полунощнице читается канон наступающего дня — то есть в нашем случае это была бы Пасха,— на этой полунощнице читается канон дня уходящего, канон Великой Субботы. Символическое значение данного канона в том, что это последнее богослужебное действие над Плащаницей, еще находящейся в храме. Плащаница изображает тело Спасителя, положенное во гроб. Поэтому мы износим Плащаницу на середину храма после того, как завершаются часы и вечерня Великой Пятницы (обычно это в Великую Пятницу в середине дня происходит), и первая молитва, которую мы читаем у самой Плащаницы,— канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, написанный святым Симеоном Метафрастом. То есть мы начинаем символически воспроизводить евангельские события со снятия Спасителя с Креста, с плача Божией Матери у подножия Креста и у тела Ее Сына и завершаем у этой же Плащаницы каноном на Великую Субботу, то есть последним надгробным плачем над Усопшим, еще находящимся во гробе. И при завершении этого канона, который читается на Пасхальной полунощнице, Плащаница последний раз кадится духовенством и после каждения уносится Царскими вратами в алтарь — в знак того, что сейчас, при завершении времени Великой Субботы, Христос уже не во гробе. Евангелия нам не сообщают точное время Воскресения Христова из мертвых, мы лишь знаем, что это было в ночь с субботы на первый день недели (ныне воскресенье) и что было еще темно. По традиции наше пасхальное богослужение начинается ровно в полночь по местному времени. Мы возглашаем пасхальный тропарь, и это значит, что Христос уже воскрес. Продолжается пасхальная служба после занесения Плащаницы в алтарь последним чтением перед наступлением Пасхи: читается Трисвятое, читается молитва «Отче наш» и поются тропари Великой Субботы. Вот эти части службы являются последними чтениями перед наступлением Пасхальной седмицы. Дело в том, что по давней традиции нашей Церкви в знак сугубой праздничности Пасхи, в знак того, что эти богослужения — особые по отношению ко всему богослужебному году, чтеческих частей в Пасху и во дни Светлой седмицы нет вообще. Кроме одного-единственного исключения: в саму Пасху читается «Огласительное слово» святителя Иоанна Златоуста. И для человека, который смотрит со стороны на пасхальную службу, наверное, это и будет ее самой характерной особенностью: в ней нет чтений, в ней поется абсолютно всё. В ней нет тех частей, которые по уставу положено читать: нет Шестопсалмия, нет стихов библейских песен канона. Великое славословие поется. На часах в Пасху и во дни Светлой седмицы псалмов нет, и читать там нечего: точно так же всё поется, в знак того, что Пасха — это праздников Праздник и Торжество из торжеств. И устав Святой Пасхи восходит к древним иерусалимским праздничным уставам, так называемым песненным последованиям. Он отличается от всего того, что мы знаем в течение всего богослужебного года, вплоть до того, что Пасха даже не входит в число двунадесятых праздников, она над ними. И в отличие от других праздников нашего богослужебного года Пасха длится полную седмицу: вся Светлая седмица — это продолжение Пасхи.

— В чем смысл пасхального крестного хода? Почему крестный ход останавливается перед затворенными дверями храма?

— Крестный ход призван напомнить нам о приходе жен-мироносиц и затем Апостолов ко гробу Господню. С этими воспоминаниями связан и обычай затворять двери храма перед тем, как крестный ход вернется на свое исходное место, потому что мироносицы пришли ко гробу, который, как они думали, затворен. И то, что они там увидят Ангела, отвалившего камень от двери гроба, они еще не знают. И мы точно так же, совершая пасхальный крестный ход, подходим к затворенным вначале вратам, которые открываются после того, как священники впервые возгласят песнопения уже собственно Пасхи, тропарь «Христос Воскресе!».

— Обязательно ли крестному ходу огибать храм?

— По традиции крестный ход совершается полностью вокруг всего храма. Но на практике в тех храмах, где нет возможности совершить полное обхождение, например, в храмах домовых, в приспособленных под храм помещениях, в храмах, которые расположены в районах с очень густой застройкой домами, допускается совершить это обхождение не целиком. Здесь главное — не обход храма как таковой, а именно символика прихода к закрытым вратам, вплоть до того, что в одном из храмов я видел, в силу расположения этого храма, следующее: крестный ход вышел из боковых дверей, против обычного движения, посолонь (по солнцу) дошел до главного входа и там остановился, потому что обойти вокруг храма было физически невозможно. И пасхальная служба началась, как положено, при закрытых дверях, после такого не совсем обычного крестного хода.

— Отец Максим, все знают, что на Пасху принято освящать куличи, яйца, пасхи. Почему освящается именно эта пища и в чем смысл освящения? Когда оно должно совершаться?

— На Пасху освящается всякая пища, которая будет употребляться православными христианами после дней Великого поста и Страстной седмицы. В частности, в наших богослужебных книгах есть даже отдельная молитва на освящение мясных блюд — с тем единственным исключением, что по уставу Православной Церкви мясная пища не должна вноситься в храм. Поэтому если куличи и яйца можно освятить в самом храме, то мясную пищу рекомендуется освящать или в храмовом дворе, или в каком-то помещении рядом с храмом. Смысл этого освящения пищи — в благословении христианам после Четыредесятницы поста и Страстной седмицы на «разрешение всего», как сказано в уставе, на вкушение скоромной снеди. Поэтому по уставу Православной Церкви освящение пищи должно совершаться после пасхального богослужения, по его завершении. Заканчивается пост, последняя скудная трапеза Великой Субботы ставится в притворе храма, верующие пребывают в молитве, встречают праздник, участвуют в Божественной литургии и, завершив богослужебную часть праздника, встретив воскресшего Христа, в знак своей радости разговляются, предварительно получив на это благословение от священника. Однако в советские годы приносить пасхальную снедь на благословение после пасхальной службы для слишком многих людей было крайне затруднительно. Виной тому — и кордоны вокруг наших храмов, и то обстоятельство, что человек, который вдруг оказывался в храме в Пасхальную ночь, вполне мог попасть «на карандаш» к известным органам. Поэтому в советские годы сложился обычай по возможности освящать пасхальную снедь до пасхальной службы, то есть днем в Великую Субботу, когда это вызывало не столько подозрений, как если бы церковный устав был выполнен по «букве закона». Сегодня мы пока имеем дело с последствиями этого обычая и поэтому не препятствуем людям приходить для освящения пасхальной снеди до службы, а не после. Но необходимо вновь и вновь повторить для всех тех, кто считает, будто освящением снеди Пасха, собственно, и заканчивается, что это совсем не так. Освящение пищи — это лишь один из этапов праздника, это благословение на завершение поста. Потому, строго говоря, люди, не соблюдавшие пост и при этом испрашивающие благословение на вкушение скоромной пищи, которую они и так всё это время ели, выглядят как минимум странно. И точно так же странно выглядят те наши сограждане, которые, придя в храм днем в Великую Субботу, чтобы освятить пасхальную снедь, больше уже носа не кажут ни на заутреню, ни на крестный ход, ни на саму Пасхальную литургию. А ведь средоточие Пасхи — это именно ее богослужебная часть. И когда пища, которая должна быть утешением после поста для людей, прошедших Четыредесятницу и Страстную седмицу, становится самоцелью, это тоже вызывает определенное недоумение.

— В те же советские десятилетия сложился обычай на Пасху посещать кладбища. Но ведь Церковь не благословляет этого…

— Здесь я займу несколько осторожную позицию. Дело в том, что в воспоминаниях о России XIX века отмечается следующее: когда кладбища все были около храмов, то пасхальный крестный ход, обходя храм, обязательно заходил на погост, чтобы тем самым поделиться пасхальной радостью и с усопшими. Более того: в Киево-Печерском патерике рассказывается о том, как преподобный Дионисий в пасхальную ночь спустился в пещеры Киево-Печерской Лавры, чтобы покадить усопших отцов. И они ему ответили на приветствие «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!», после чего святой Дионисий ушел в затвор. Поэтому сам по себе обычай появляться в местах погребения наших усопших на Пасху и в дни Светлой седмицы Церковью не осуждается. Другой вопрос, что всему свое время, и время всякой вещи под небом (Еккл. 3, 1). И когда поход на кладбище в Пасху заменяет собой всё остальное, когда люди не ходят в храм, не ходят на пасхальную службу, но тем не менее едут на кладбище, тогда закономерно возникает вопрос: а зачем они туда едут? Ведь если крестный ход, заходивший на кладбище, имел именно ту цель, чтобы в пасхальной радости участвовала не только Церковь, странствующая на земле, но и Церковь уже отшедших к Отцу Небесному, то лишение похода на кладбище вот этого пасхального элемента как раз и побудило наше священноначалие, наше духовенство напоминать о том, что само по себе посещение кладбищ в Пасху крайне нежелательно. С одной стороны, потому, что пасхальное время, первые семь дней Пасхи — это время, когда вообще отменяются любые заупокойные поминовения. Праздников Праздник и Торжество из торжеств! Заупокойные поминовения, которые прекращаются перед Страстной седмицей, перед временем страданий Спасителя, не возобновляются до момента, пока пасхальное торжество не закончится. По уставу Православной Церкви любые поминовения — девятины, сорочины, годовщины, пришедшиеся между четвергом седмицы ваий, которая заканчивается Лазаревой субботой, и Фоминым воскресеньем, отменяются. Все пропущенные поминовения переносятся на послепасхальное время, и для того чтобы компенсировать все эти пропущенные девятины, сорочины, годовщины, установлен праздник Радоницы на девятый день после Пасхи, когда впервые устав позволяет заупокойные поминовения. И по традиции на Радоницу, в день первого гласного общецерковного поминовения усопших, совершается и поминовение наших усопших родных, сопряженное с пасхальной радостью. Поэтому, не осуждая в принципе желание появиться у мест погребения наших усопших, Церковь тем не менее напоминает о том, что пасхальная радость должна быть для православного человека на первом месте и посещение кладбища в Пасху вне всего остального является оскорблением праздника, нарушением самой идеи этого праздника, самой его сути. И, как следствие, звучит этот совет: в дни Пасхи воздержаться от посещения кладбища. Время радоваться, время быть в храме, время причащаться Святых Христовых Таин, согласно правилам Шестого Вселенского Собора. А когда станет возможным и по церковному уставу поминать наших усопших, тогда многие придут и на кладбище.

— Помимо того, что все тексты поются, в чем еще особенности богослужений на Светлой седмице? В чем особенность службы, совершаемой в пасхальное воскресенье вечером?

— Эта вечерняя служба является преамбулой ко всем службам Светлой седмицы. Все богослужения Светлой седмицы являют собой как бы мини-повторение самой Пасхи. Каждый день Светлой седмицы имеет ту особенность, которую в нашем богослужебном уставе имеют первые дни после великих праздников. Это так называемый великий прокимен на вечерне, когда обычный прокимен вечерни, то есть возглашение псаломских стихов, удваивается и состоит не из двух стихов, а из четырех. И все прокимны вечерних служб Светлой седмицы берутся из служб великих праздников; тем самым как бы в одной седмице года сосредоточено воспоминание обо всех величайших событиях нашего богослужебного года, чтобы подчеркнуть, что все дни Светлой седмицы, начиная со Светлого понедельника и заканчивая Светлой субботой, это продолжение самой Пасхи. В отличие от попразднства Пасхи, которое закончится только перед Вознесением, каждый день Светлой седмицы и есть сам праздник. Другие праздники длятся один день, а Пасха длится полностью седмицу. Все дни этой седмицы служба совершается по пасхальному образцу. Соответственно служба пасхального понедельника, то есть то, что совершается вечером в саму Пасху,— это и есть образец для совершения богослужения во все дни Светлой седмицы: поются стихиры воскресных дней, которые мы бы в обычные дни года пели только по воскресеньям, совершается в первый день чтение Евангелия, в остальные дни — вход на вечерне, то есть элемент праздничной службы; все дни Светлой седмицы Божественная литургия совершается по пасхальному образцу. В ней нет заупокойных прошений, в ней нет прошений об оглашенных, потому что по церковной традиции в Великую Субботу крестили оглашенных, которые к этому времени закончили свою подготовку к крещению, и в пасхальные дни в храмах уже просто не могло быть оглашенных. Здесь можно напомнить об обычае, возрожденном в нашей митрополии Владыкой Лонгином,— совершение в Великую Субботу Крещальных литургий. Это как раз отсылка к тем давним временам, когда оглашаемые готовились к крещению, и последние дни Великого поста для них были временем сугубого сосредоточения.

Всю Светлую седмицу службы совершаются с открытыми Царскими вратами. И еще одна особенность: в день самой Пасхи, после Божественной литургии освящается артос — большой хлеб, на верхней корке которого отпечатывается икона Воскресения Христова. Это отсылка к апостольскому обычаю. После Вознесения Господня, когда Апостолы собирались на общую трапезу, то они, выполняя иудейский обычай преломления хлеба, отлагали одну часть хлеба для как бы присутствующего за столом их Учителя, Иисуса из Назарета — в воспоминание Его слов Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). И этот апостольский хлеб, который дал начало и чину о Панагии в наших богослужебных книгах, символизируется артосом. Артос будет стоять у наших иконостасов всю Светлую седмицу. В Светлую субботу в завершение пасхального дня он будет раздроблен при чтении особой молитвы и роздан верующим в знак того, что Христос присутствовал не только на апостольских трапезах, но что Он и сейчас присутствует среди верующих, что Он с нами, что Он пребудет среди верных до скончания века. И в нашем храме, если ничего не будет нарушено в этих планах, раздробление артоса в Светлую субботу совершит сам Владыка, Его Высокопреосвященство Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Еще одна особенность и Светлой седмицы, и предшествующих ей дней в том, что ни на Страстной, ни на Светлой седмице не совершаются частные требы. Начиная с субботы праведного Лазаря и кончая Фоминым воскресеньем, мы сосредоточиваемся на самых святых днях богослужебного года. Это скорбные дни Страстной седмицы, когда мы переживаем события последних глав Евангелия: переживаем вместе с Господом предательство Иуды, участвуем в Тайной вечере, стоим у подножия Голгофы, с Пресвятой Богородицей оплакиваем Ее Сына, в первый день Пасхи вместе с мироносицами встречаем Иисуса Воскресшего… Все эти события настолько велики и настолько святы, что даже самые дни Страстной седмицы именуются великими — Великий Понедельник, Великий Вторник… А дни Светлой седмицы соответственно именуются светлыми — Светлый понедельник, Светлый вторник… Ради величия и торжественности этих дней из богослужебной практики нашей Церкви исключаются всевозможные частные прошения и молитвенные потребы. Потому что в эти дни мы все должны быть устремлены только ко Господу, сосредоточены только на этих событиях. Даже в богослужении отменяются обычные службы дней богослужебного года: совершаются только службы этих дней — пред- и послепасхальных. Поэтому исключение частных треб — это не ущемление прав верующих, это, опять же, напоминание о том, что всему свое время. Есть время, когда мы все должны думать только о самом главном; есть время, когда закончится Пасхальная седмица. Тогда в обычный строй наших богослужений вернутся и частные прошения: молебны, панихиды, особые прошения на Литургиях. Но этого ничего не будет до завершения Светлой седмицы, чтобы еще и еще раз, на уровне богослужебного устава, напомнить о том, что эти дни у христиан посвящены только Господу.

Фото Дениса Каменщикова

Газета «Православная вера» № 7 (469), 2012 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

В основе христианства – событие, по отношению к которому все остальное вторично. Этот событие – Воскресение Христа. Апостол Павел недаром говорит о том, что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера (1 Кор. 15, 13 – 14). Главное в христианстве – Христос, победивший смерть и разрушивший адские оковы, которых не смог избежать ни один представитель ветхозаветного человечества. Но какое отношение каждый конкретный христианин имеет к событию, происшедшему более двух тысяч лет назад? Как повлияло (и влияет) это событие на сегодняшнего последователя Христа? На вопрос отвечает настоятель саратовского храма в честь Страстей Господних (Киновии) священник Кирилл Петрович

Просмотров: 700
Комментариев: 0

Все четыре евангелиста участвовали в евангельских событиях по-разному, и потом, восстанавливая эти события, общались с разными людьми. Каждый из них подробно рассказывает о том, что видел непосредственно сам, и куда менее детально, подчас пунктирно — то, что узнавал от других. Для нас с вами гораздо важнее — не расхождения, а, напротив, общее в рассказах евангелистов. Вот оно, общее: женщины, идущие ко гробу на рассвете первого дня недели; отваленный камень; явление Ангелов; поручение к женщинам — известить апостолов; бегущий ко гробу Петр; лежащие пелены; явление Христа путешествующим в Эммаус… И конечно — встреча Воскресшего со святой равноапостольной Марией Магдалиной

Просмотров: 655
Комментариев: 0

Сквозь напряжение и усталость Страстной седмицы пробивается, как зеленый росток сквозь иссохшую каменистую почву, предчувствие радости Светлого Христова Воскресения. Отчего на ночной пасхальной службе охватывает нас душевное ликование? А что если не охватывает? О том, что мешает пережить радость Пасхи, а отчего она, напротив, бывает сильной и долгой, мы беседуем с настоятелем храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Саратова протоиереем Вячеславом Казанцевым

Просмотров: 1365
Комментариев: 0

Четвертая неделя (воскресенье) по Пасхе именуется Неделей о расслабленном. В этом году она приходится на 29 апреля. За Божественной литургией мы услышим Евангелие от Иоанна, глава 5, 1–15 — о событии в иерусалимской купальне, именуемой Вифезда

Просмотров: 1655
Комментариев: 0

За Иисусом из Назарета с самого начала Его проповеди шло много женщин; кто — следом за мужьями и сыновьями, как, например, мать сыновей Зеведеевых (см.: Мф. 20, 20), а кто и самостоятельно, как Мария из Магдалы. Землячки-галилеянки служили Ему имением своим (Лк. 8, 3). То есть — они за свой счет кормили Учителя и Его учеников, они, говоря современным языком, устраивали их быт, они несли извечную женскую ношу, почитая это за честь, за счастье. Евангелисты не называют этих женщин ученицами Иисуса, как мужчин — учениками: учить и учиться вере, постигать и преподавать другим ее премудрость — это считалось исключительно мужским делом. Может быть, один Учитель и ведал, как отзываются на Его слово, как впитывают исходящий от Него свет женские сердца

Просмотров: 1868
Комментариев: 0

Второе воскресенье сорокадневного пасхального торжества именуется Антипасхой, что означает — не «против Пасхи», конечно, а «вместо Пасхи». Мы вновь переживаем «праздников Праздник и Торжество из торжеств» — но уже начинаем постепенное прощание с ним

Просмотров: 1622
Комментариев: 0

Пасха — это праздник, который не хочется отпускать, хочется длить и длить. Но он и длится сорок дней: торжественное Отдание Пасхи совершается накануне праздника Вознесения Христова. Это день полного завершения земной, привременной миссии Христа. Но до Отдания нам нужно еще дойти. А сейчас поговорим о следующей за Пасхой Светлой седмице

Просмотров: 2472
Комментариев: 0

Воскресение Христово ознаменовало собой переход от смерти к жизни Самого Спасителя, а также переход из состояния рабства греху к состоянию свободы всего человечества — то есть способности грех бороть и побеждать. Когда верующий устремляется сердцем к Богу, иногда даже не до конца осознавая это умом, он порой тоже переживает некий переход — от себя прежнего к себе иному. Это внутреннее событие становится очередной важной ступенью на пути к Богу: открывает человеку о мире и его Создателе нечто такое, что раньше было сокрыто от него и что отныне делает его к Богу ближе. Вот несколько таких историй…

Просмотров: 2688
Комментариев: 0

Праздник Воскресения Христова — самый главный для христиан. «Все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости», — призывает в своем огласительном слове в праздник Пасхи святитель Иоанн Златоуст. Радость о воскресшем Спасителе предназначена для каждого человека на земле, но не всякий знает об этом и не всякий понимает, как присоединиться к общему ликованию. О том, как делиться пасхальной радостью с ближними, рассуждает игумен Нектарий (Морозов)

ВИДЕО

Просмотров: 1958
Комментариев: 0

В преддверии Светлого Христова Воскресения мы решили спросить разных людей, наших знакомых и коллег, об особенной Пасхе в их жизни. Получился своего рода лоскутный ковер воспоминаний — добрых, радостных, счастливых

Просмотров: 2536
Комментариев: 0

Да, праздник всех праздников, торжество всех торжеств — Пасха Христова выходит из времени и уже не прекращается в Вечности, повторяется и переживается вновь. Как же прекрасны наши ликующие храмы в эту ночь! Всё в едином порыве празднует Победу над адом и смертью

Просмотров: 2062
Комментариев: 0

«Христос воскресе!» — этими словами мы приветствуем друг друга в день Пасхи, на Светлой седмице, до самого Вознесения Господня. И это, наверное, самое радостное, самое важное, что могут сказать друг другу верующие люди. Но порой даже пасхальная радость оказывается очень хрупкой, легко переходящей в грусть и тоску. Почему? И как вернуть сердцу ликование о Воскресшем Спасителе?

Просмотров: 3416
Комментариев: 0

Пасха — праздников Праздник. Любые другие праздники могут проходить совсем незамеченными, быть совсем нерадостными. С Пасхой у меня не так, и это даже не зависит от того, как я к ней готовилась. Всегда, хоть ненадолго, но радость приходит. Так было и несколько лет назад, хотя это была необычная Пасха — Пасха на море…

Просмотров: 2490
Комментариев: 0

Праздник Воскресения Христова общий для всех и вместе с тем очень личный, почти интимный. Потому что именно так, интимно и сокровенно, устанавливаются наши отношения с Тем, Кто стал виновником этого невероятного торжества. Каждый, кто хоть однажды бывал в пасхальную ночь в храме, знает, каково это — ощущать на себе дыхание воскресшего Бога. Каждая наша Пасха не похожа на другую, потому что и мы сами каждый год — разные. Но среди череды пасхальных служб всегда есть та, которая запомнилась больше всего, стала решающей. Воспоминаниями о своей самой главной Пасхе мы попросили поделиться саратовских прихожан

Просмотров: 2667
Комментариев: 1

В чем смысл Воскресения как величайшего события в истории человечества, как явления, которое касается лично нас? Как понять умом, как почувствовать сердцем, что это не просто религиозный праздник, а обещание Бога каждому человеку чего-то очень важного? Об этом мы беседуем с настоятелем саратовского храма во имя святого равноапостольного князя Владимира, священником Михаилом Богатыревым

Просмотров: 2144
Комментариев: 0

Какое счастье, если в нашей жизни есть человек, который молится за нас Господу в то время, когда нам нет никакого дела до самих себя. Человек, не страшащийся выступить против «передовых отрядов Снежной Королевы». Человек, слезами своими согревающий наши сердца и ведущий нас в сторону весны и вечной жизни

Просмотров: 2442
Комментариев: 0

Когда в Пасхальную ночь берешь такси и едешь по ночному городу на самое главное в году богослужение, предчувствие трепетной радости охватывает уже, когда садишься в машину. Нет, даже еще раньше, начиная с самого утра Великой Субботы, такой величественной и тихой, когда, кажется, вся природа, и деревья с первыми весенними листьями, и птицы, и сам воздух замерли в ожидании грядущего События…

Просмотров: 2980
Комментариев: 0

Пасхальная радость, радость Воскресения — какова она для нас? Церковь — это семья: Бог — Отец, мы — дети, те дети, которые решили вернуться домой из блужданий на чужбине, жить при Отце. Семья большая, многодетная, и все мы в ней, при единой вере во Христа Спаса, совершенно разные… Памятуя об этом требуемом от нас единстве, взглянем, стараясь не уничижить никого из братьев по вере, на разность и нашей радости в переживании Пасхи Христовой

Просмотров: 2394
Комментариев: 0

Светлое Воскресение Христово, «праздников праздник и торжество торжеств», Православная Церковь отмечает, согласно древней традиции, в день, который символически соответствует тому самому дню, в который почти 2000 лет назад воскрес наш Спаситель. Согласно евангельскому повествованию, это произошло на третий день после иудейской пасхи, в первый день после субботы, который в русской традиции получил в честь этого название воскресенья. Римская дата этого события остается неизвестной

Просмотров: 2878
Комментариев: 0

О значении Воскресения Христова для каждого христианина, народных традициях и личном отношении к этому празднику мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием

Просмотров: 2688
Комментариев: 0

Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков!

Просмотров: 1959
Комментариев: 0

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых — это краеугольный камень нашей веры. Это то, что составляет ее главное содержание и смысл, то, что вселяет надежду и радость, которую, по слову Евангелия, невозможно у нас отнять. И в то же время для человека нецерковного бывает, наверное, сложно, порой невозможно понять: как такое может быть, как кто-то из живших на земле может воскреснуть. Сегодня о реальности Воскресения мы беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином

ВИДЕО

Просмотров: 1293
Комментариев: 0

В ряду всех христианских праздников Пасха занимает центральное место. По словам святителя Епифания Кипрского, это праздников праздник и торжество из торжеств. Воскресением Иисуса Христа из мертвых завершается Богочеловеческий подвиг спасения. Христос воскрес, ибо смерть не могла удержать в своей власти Того, Кто по природе Своего Божества Сам есть воскресение и жизнь. Сокрушив державу смерти, Спаситель открыл путь к бессмертию, к вечной жизни

Просмотров: 2891
Комментариев: 0

Мы попросили наших собеседников ответить на следующие вопросы: Что лично для Вас значит праздник Светлого Христова Воскресения? Как обычно Вы его проводите? Какая Пасха в Вашей жизни запомнилась Вам больше всего и почему?

Просмотров: 3508
Комментариев: 0

Вы слышали о том, с какой удивительной легкостью и быстротой талантливые люди создают свои гениальные произведения. Как же тогда Податель всех даров, Творец всех гениев! Разве вы не читали, с какой быстротой и легкостью Господь воскресил дочь Иаира и сына наинской вдовы?  А Лазаря в Вифании? Сказал слово и – свершилось! Ибо у Бога все возможно: и что скажет, и что помыслит. Так же Христос и Себя воскресил...

Просмотров: 2180
Комментариев: 0

Традиции празднования на бытовом уровне сохранялись многие десятилетия, причем в то время, когда власти особенно стремились уничтожить в народе всякое памятование о Боге, о Церкви. Причина этого, конечно, не в том, что эти видимые, бытовые традиции имеют какую-то самостоятельную ценность, а в том, что в сердцах людей сохраняется вера, какое-то сердечное знание о том, что Бог есть

Просмотров: 2511
Комментариев: 0

Святая Пасха, Светлое Христово Воскресение — центр православного богослужебного года. Именно с Пасхи начинается новый годовой цикл чтения в храме Священного Писания, Пасхой в каждом новом году определяется счет гласов для распевов на рядовых (вседневных) службах, от Пасхи идет счет седмиц богослужебного года…

Просмотров: 6128
Комментариев: 0