Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

День духовного рождения
Просмотров: 493     Комментариев: 0

Саратовский Спасо-Преображенский монастырь строили в свое время за городом — меж Московской дорогой и поросшими лесом горами. Но в ХХ веке город, поглотив это место, продвинулся гораздо дальше, и сейчас возрожденная на своем историческом месте обитель находится почти в центре. Несмотря на это, в монастыре чудесным образом сохраняется тишина. Мелькают синички, стучит дятел, воркуют голуби, сладко пахнет свежескошенная трава. И чудный вид открывается на те самые саратовские горы.

Старый Саратов. На переднем плане - Спасо-Преображенская церковь первого (старого) монастыря29 мая, в Неделю о слепом, обитель праздновала день своего духовного рождения — а точнее, двухсотлетний юбилей, точная дата которого пришлась на будний день, 31 (по старому стилю 18) мая. Чтобы объяснить смысл этого праздника, нам понадобится небольшой исторический экскурс.

Ведь не двести лет саратовскому Преображенскому монастырю на самом деле, а гораздо больше. В 1680 году, при государе Феодоре Алексеевиче, был основан в Саратове, в Рыбной слободке у подножия Соколовой горы, над Глебучевым оврагом, мужской монастырь; с 1764 года — в честь Преображения Господня. Белая каменная Преображенская церковь монастыря, освященная в 1752 году, красиво располагалась на возвышенности, на фоне горы, и была хорошо видна с Волги. В обители находились покои правящего архиерея; в 1791 году там же было открыто первое в Саратове духовное училище. В 1810 году настоятелем обители стал игумен Савва из московского Заиконоспасского монастыря. А в 1811 году в Саратов пришла беда: страшный пожар уничтожил половину деревянного города. Сгорел и Преображенский — от него остались лишь обугленные стены каменной церкви. Но насельники выжили, и святыни были спасены. Игумен Савва обратился к обер-прокурору Святейшего Синода с прошением об основании монастыря на новом месте, за городом, подальше от жилых строений, дабы обезопасить его впредь от частых в ту эпоху пожаров. Прошение было удовлетворено, в марте 1814 года была создана Строительная комиссия под председательством игумена Саввы. Тогдашний саратовский губернатор Алексей Панчулидзев предложил место — к северо-западу от города, по Московской дороге, у подножия поросшей лесом горы.

В августе того же года из города на это место пришел крестный ход, и состоялась торжественная закладка нового монастыря. Строительство заняло восемь лет, 18 (по новому стилю 31) мая 1822 года епископ Пензенский и Саратовский Амвросий (Орнатский) освятил главный собор обители. Выстроенный по проекту архитектора Луиджи Руска храм являл собою прекрасный образец позднего классицизма.

— Освящение собора положило начало полноценной монашеской жизни в обители. Вот почему мы считаем эту дату для нас значимой и хотим о ней напомнить, — говорит нынешний наместник монастыря игумен Макарий (Зорин).

* * *

Спасо-Преображенский соборВторая глава истории монастыря — после переезда на новое место — оказалась многообразной и насыщенной: миссионерская, просветительская, благотворительная деятельность, строительство Алексиевского скита (ныне на этом месте Свято-Алексиевский женский монастырь), учреждение Свято-Троицкого подворья в Хвалынске, подворья в Саратове (ныне это храм в честь Страстей Господних), обустройство территории. Саратовцы любили Преображенскую обитель и помогали ей. Коллежский советник Дмитрий Алексеевич Алексеев и его супруга Екатерина Степановна пожертвовали средства на теплую церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского и великомученицы Екатерины, она была освящена в 1824 году. В 1829 году освятили церковь святой Параскевы Пятницы — помещик Петр Григорьевич Железнов построил ее в память о своей жене Прасковье, похороненной на кладбище монастыря.

После «великого Октября» Спасо-Преображенская обитель разделила судьбу сотен русских монастырей. В 1929 году взорвали колокольню, в 1931‑м — само здание собора. Уцелевшие постройки отдали военному ведомству: территорию заняло пехотное училище, а затем училище военных химиков.

Возрождение духовной жизни на этом месте началось в 1994 году: обустроили ту монастырскую церковь, здание которой сохранилось — Димитриевскую. Какое-то время храм действовал как обычный приходской: тогда еще существовало училище, и курсанты приходили на службы. После закрытия военного училища в 2010 году комплекс зданий бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря был передан Саратовской епархии. А 22 марта 2011 года Священный Синод благословил вновь открыть обитель.

* * *

В Димитриевском храме воистину негде упасть яблоку: в монастыре большой разновозрастной приход, многие приходят сюда семьями — вот почему столько детей. Пасха еще не отошла, и от мощного «Воистину воскресе!..» замирает сердце. Божественную литургию совершает игумен Макарий в сослужении иеромонахов-насельников. Причащение мирян длится долго. После него — водосвятный молебен и праздничный крестный ход — как положено, с чтением Евангелия, с летящими каплями освященной воды, с одуванчиками в детских руках и с общей радостью. Погода пока не летняя, прохладно, собирается дождик. Но это никого не огорчает.

— Отец Макарий,— спрашивала я накануне, — как это сочетается: монашеская жизнь и жизнь приходской общины? Монашество ведь требует тишины, молитвенного уединения.

— Да, это так, и это не нами придумано: монахи всегда стремились уйти от мира, — отвечает он. — Но сегодня люди сами тянутся к монастырям, чувствуют, что здесь можно чему-то научиться, надеются получить ответы на свои вопросы. И это дорогого стоит для нас — то, что люди к нам идут, что они нам доверяют, знают, что мы нужны друг другу. У нас как-то очень тепло все сложилось с прихожанами: мы помогаем им — молитвой, духовным советом, а они постоянно помогают нам — участвуют во всех хозяйственных делах. Сами, одни мы ничего бы не сделали, нас ведь совсем немного — пять человек здесь, на месте, и трое несут монашеское послушание вне монастыря.

После крестного хода и проповеди настал черед воскресной школы: дети показали замечательную литературно-музыкальную композицию об истории монастыря и монашеской жизни. Спрашиваю их учительницу, Нину Николаевну Шпакову: какое значение для детей имеет то, что они проводят часть своего детства не просто в приходском храме, а в монастыре?

— Мы объясняем ученикам, что они находятся в особом месте, что люди, которые живут здесь, неустанно молятся, что от шумных игр и беготни здесь лучше воздержаться… — отвечает Нина Николаевна. — Хотя, конечно, дети есть дети. Главное — другое: наши ребята знают, что к монастырским батюшкам всегда можно прийти со своими проблемами, с вопросами, которые возникают, в том числе и больными вопросами.

В воскресной школе более пятидесяти детей, четыре возрастные группы — и это не только те, кто живет по соседству. Некоторые ученики каждое воскресенье приезжают сюда, на Стрелку, издалека. Здесь при желании можно заняться и хореографией (преподаватель Ирина Шамьёнова), и разными видами ручного труда: мальчики учатся пилить-строгать, девочки — вышивать.

— А самое приятное, — говорит Нина Николаевна, — когда в монастырский храм приходят бывшие наши ученики — те, кто уже вырос, получил образование, создал собственную семью. Вот тут мы действительно видим, как дорого им это место, и убеждаемся, что трудились не зря.

Праздник завершается общей трапезой под березками. Но не отдает ли он грустью, этот праздник? Ведь собора нет, и неизвестно, появится ли когда-нибудь хотя бы его подобие… Однако наместник относится к этому обстоятельству так, как должен относиться человек, всё предавший в руки Божии:

— Бог дает нам возможность возродить здесь полноценную монашескую жизнь, продолжить дело монахов того, дореволюционного Спасо-Преображенского монастыря. А собор будет тогда, когда это будет угодно Богу.

Газета «Православная вера», № 11 (703), июнь 2022 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.