+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Чудо жития и успения
Просмотров: 579     Комментариев: 1

Когда всмотришься по-настоящему в духовный смысл этого праздника — Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — понимаешь, настолько этот смысл велик, радостен и спасителен. Не о смерти он, этот праздник — о жизни, и о жизни вечной. Но почему же наш собеседник — настоятель храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова протоиерей Вячеслав Казанцев — по его словам, каждый раз встречает праздник Успения не только с радостью, но и с печалью, и с тревогой?

— Отец Вячеслав, Вам как священнику приходилось, конечно, отпевать покойников, совершать по ним панихиды, утешать, насколько это возможно, близких усопшего. Это тяжело? Что дает Вам силу это делать?..

— Это трудно — прежде всего потому, что священник чувствует свою ответственность за человека, окончившего свой земной путь и ушедшего в вечность. Священник призван помочь не только близким усопшего, но и ему самому. К сожалению, очень много людей в последнее время уходит без покаяния, без исповеди. И священник, который молится о покойном, не знает, в каком состоянии находится его душа. И скорбишь каждый раз, конечно, и хочется спросить близких: что же вы чуть пораньше не пригласили священника, когда жив еще был человек и мог общаться?.. И очень часто люди отвечают: а мы не знали, что это нужно сделать. И такая от этого на душе печаль! Священник ведь, как фильтр, все пропускает через себя — по-другому нельзя. А что силы дает на это? Во-первых, нужно молиться. Во-вторых, зная свою немощь человеческую, понимая особую ответственность священника перед Богом, нужно почаще каяться, исповедоваться, как можно более внимательным быть к себе. Мы все здесь, в этом падшем мире, временно. Сегодня я отпеваю, завтра меня будут отпевать. Поэтому — «Помни последняя твоя, и во веки не согрешишь», так писал Иисус, сын Сирахов (7, 39).

— Люди, потерявшие близких, не очень еще, может быть, воцерковленные, многого не знающие — слышат Вас, когда Вы говорите им о жизни вечной, о том, что у Бога нет мертвых, что телесная смерть — не конец?

— Конечно, слышат. Я всегда перед отпеванием говорю проповедь, чтобы люди осознанно молились, и я вижу, что это дает результат — люди начинают по-иному относиться к смерти близкого человека. Они верят, что по всеобщем воскресении мы все встретимся.

— Смерть — это катастрофа, скорбь, трагедия; почему же кончина земной жизни Пресвятой Девы Марии для нас — праздник, радость, торжество?

— Да, люди неверующие, невоцерковленные часто недоумевают: как же можно праздновать день смерти или кончины? Но Святая Церковь мудро именует этот праздник Успением, что означает — засыпание. Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Господь сокрушил врата адовы, и само лицо смерти сокрушил, и даже имя смерти изменил, ибо ее название теперь — не смерть, но упокоение и сон». Как говорил в своем слове на Успение святитель Димитрий Ростовский: «Вселюбящий Спаситель украсил кончину Пресвятой Матери Своей дивными чудесами, превратив для Нее мрачное событие смерти в светлый, радостный праздник <…> И потому мы не скорбим и не плачем, ведь наступает праздник вечной жизни и воскресения».

Вот почему Успение называют Богородичной Пасхой: это продолжение победы Богочеловека над смертью и адом. Чистейшая из людей вслед за Своим Сыном совершила переход в Царство Небесное во плоти, в духовно­телесном единстве: Она воскресла со славой после тридневного пребывания во гробе, как и Ее Сын. Она предварила наше всеобщее воскресение, о котором говорил Спаситель: Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 40).

Святитель Димитрий Ростовский восклицает: «Дивного Бога дивная Мати от начатка Своего и до конца Своего есть дивна: и в зачатии Своем дивна, и в житии Своем дивна, и в преставлении Своем дивна, вся есть едино дивное чудо». Чудный праздник Успения — это, по сути, празднование трех торжественных событий. Первое — это успение тела Пресвятой и восхождение Ее души в Небесное Царство. Мы видим, как это происходило, на иконе Успения: душа Той, которая носила когда­то на Своих руках Младенца Христа, теперь, как спеленутый младенец, на руках Ее Сына.

Второе событие этого торжества — погребение тела Богоматери, сопровождавшееся многими знамениями и чудесами. И вот третье, венец, вершина: вознесение тела Пресвятой Богородицы и первое явление Ее миру во славе Царицы Небесной. И как мы можем грустить, когда у нас есть теперь такая Царица, такая Заступница перед Престолом Божиим, первая из людей, удостоившаяся такой великой чести?

— Но в Ветхом Завете мы читаем и о других людях, не узнавших телесной смерти, вознесшихся к Богу во плоти: о праведнике Енохе, седьмом от Адама, и о пророке Илии. Значит, такое было возможно и раньше?

— Да, но только Матерць Божия удостоилась такой славы: Ею явилось в мир воплощенное Слово, и еще в день Благовещения Ей было открыто, что Ее ублажат все роды (Лк. 1, 48). Вселенское прославление Пречистой Девы началось перед Ее блаженным успением: Архангел Гавриил, некогда сказавший Деве из Назарета: и вот, зачнешь во чреве, и родишь сына, и наречешь Ему имя Иисус (Лк. 1, 31), вновь предстал перед Нею — с радостной вестью о скором Ее разрешении от уз земного бытия — и вручил Ей светоносную ветвь райского древа.

И сам день Ее успения ознаменовался невиданными чудесами: Господь в одночасье собрал у Ее одра апостолов, проповедовавших во всех концах земли — чтоб они простились со своей духовной Матерью. А на третий день, когда в Иерусалим прибыл Промыслом Божиим опоздавший к погребению апостол Фома, изумленные ученики увидели, что гробница опустела, что в ней лежат лишь Ее погребальные одежды — как ранее одежды Ее Сына. Вскоре Она Сама явилась им в небесной Своей славе с обетованием: «Радуйтесь, Я с вами во все дни» — явилась как Утешительница и Молитвенница за весь христианский мир.

— Тело Пречистой не узнало тления. А мы все — не только умрем, но еще и истлеем, разрушимся. Как же возможно наше воскресение в духовно­телесном единстве?

— Напомню, что Господь создал человека из праха земного: и Он в силах воскресить каждого из нас, превратив прах в преображенную, одухотворенную плоть. Об этом писал апостол Павел в Первом послании Коринфянам (15, 42–44): Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Наши тела не будут такими, как здесь, на земле: это будут обновленные, нетленные тела.

— Получается, что в день Успения мы прославляем Пресвятую и одновременно торжествуем свое бессмертие, свою целостность и неразрушимость?

— Конечно: и становимся соучастниками великой победы. Нет смерти для нас, и нет разрушения — есть переход в вечную жизнь. У нас единственная земная жизнь и единственная Вечность. Какой она будет, эта Вечность? Это зависит от нас: и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 29). И мы как христиане должны готовиться к Вечности, следуя примеру Пречистой Богородицы.

— С каким чувством лично Вы обычно ждете праздника Успения? Ведь с каждым праздником церковного года у нас связано особое чувство.

— Грустно на душе от того, что год за годом проходит, мы молимся Господу и просим заступления Богородицы, но при этом почему-то ленимся в своем духовном исправлении. Время проходит, когда же мы на самом деле встанем на истинный путь — на путь покаяния? Вот Богородица молится за нас, а достойны ли мы Ее молитвы? Мы так поверхностны, так невнимательны к себе, так часто отвлекаемся от духовного делания, погружаемся в суету.

В этот день особенно хочется сердечно молиться, просить Божию Матерь, чтобы Она, видя наши немощи, не оставляла нас Своею материнской молитвой. Хотелось бы, конечно, чтобы этот праздник помог нам воскреснуть душой, чтоб мы услышали Ее молитвенные вздохи, чтоб наши души преобразились и стали более чуткими, чтоб мы действительно устремились в Царство Божие.

Газета «Православная вера» № 15 (635)

[Беседовала Марина Бирюкова]

Комментарии:

03.09.2019 9:34:54  не робот

...трудно нести покаяние в этом мире, "когда он наполнен злом"... И с себя начинать тоже трудно, когда живёшь непосредственно с теми невоцерковленными и далёкими от Бога Истинного... Как преодолеть то жестокое море страстей, удабриваемых на государственном уровне - воспитание привлечения внимания к алкогольным напиткам,разукрасив их тару всеми цветами радуги , подделки и фальсификации истинного состава и качества продуктов питания, да и самих этих напитков, через которые люди испытывают одурманивание и потерю элементарного человеческого образа?! Как прекратить не гневаться на это и хранить мир душевный?! Абстрактно - может быть и можно: пролепетав молитву за всех и вся. А вот живя ближе со страждущими, вдыхая "аромат" и вляпываясь в "отходы производства", помня что ещё чем-то им обязан (а они уже не в состоянии себя и своё место обитания обслуживать) практически невозможно. Мягкость сердца наполняется ядом тех самых страстей, размножившихся в результате безбожной политики государственной власти. Блаженны те, кто живёт поодаль от винопийц и не созерцает всю "красоту картины"... Каюсь, Господи, помоги мне, по молитвам Пресвятой Богородицы и отца Вячеслава принять Крест мой и нести Его достойно живя здесь среди тех и этих...

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.