+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Чудо как ответ на молитвы
Просмотров: 562     Комментариев: 0

Сюжет Рождества Пресвятой Богородицы — этого радостного и светлого события — отражен во многих иконах и фресках, которые можно увидеть в православных храмах. Свои замечательные образцы имеет и саратовский Свято-Троицкий собор, в нижнем, Успенском, храме которого есть старинная икона и фресковая композиция на тему Рождества Божией Матери. Об иконографии праздника мы поговорим в этой статье.

Фреску, посвященную этому празднику, можно увидеть в центральной — трапезной — части храма: она написана на одной стене с композицией следующего богородичного праздника — Введения во храм Пресвятой Богородицы. Фреска Рождества Божией Матери, как и весь интерьер нижнего храма, выполнена палехской иконописной мастерской в 2006–2008 годах.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы возник в церковной традиции в конце VI — начале VII века. Тогда же начала формироваться и его иконография. О рождении Пречистой Девы, как и о некоторых других событиях церковной истории, ничего не говорится в Священном Писании: в Новом Завете встречаются лишь скудные сведения о жизни Девы Марии, и только связанные с жизнью Спасителя. Поэтому источником иконописных сюжетов здесь служит Священное Предание — апокрифические произведения разного времени. Рассказ о рождении Божией Матери мы встречаем в таких сочинениях, как «Протоевангелие Иакова» II века и «Евангелие псевдо-Матфея» конца VI — середины VII века.

Известно, что родителями Девы Марии были праведные Иоаким и Анна, жившие на северо-востоке Иерусалима. Оба они были благородного происхождения: Иоаким происходил из рода царя Давида, а Анна — из священнического рода. Рождение младенца для этой благочестивой пары было событием более чем долгожданным. Многие десятилетия супруги не имели детей, отчего терпели постоянные поношения от людей, обвинявших их в том, что Бог не даровал им утешения в чадах по сокрытым тяжким грехам. Таковы были представления ветхозаветного общества того времени: иудеи жили ожиданием Мессии, и отсутствие потомства рассматривалось ими как отсутствие благословения Божия семье. Однако, живя в таких скорбных обстоятельствах, праведные Иоаким и Анна не переставали обращаться в усердных молитвах к Богу.

Предание рассказывает, как однажды в один большой иудейский праздник Иоаким отправился в Иерусалимский храм для принесения жертвы Господу, и некий священник Рувим, служивший в тот день, не принял его жертвы, обвинив в том, что раз Иоаким бездетен — значит грешен. Горько опечалившись, мужчина оставил дом и отправился в пустыню для сорокадневного поста и молитвы, надеясь услышать ответ Бога на многолетние прошения к Нему.

Тем временем Анна, узнав об огорчении мужа и не зная, куда он ушел, также взмолилась в слезах к Создателю. Вот как говорится об этом в «Протоевангелии Иакова»: «И, подняв глаза к небу, увидела на дереве гнездо воробья и стала плакать, говоря: “Горе мне, кто породил меня? Какое лоно произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Израиля, и с осмеянием меня отторгли от храма. Горе мне, кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у Тебя, Гос­поди. Не подобна я и тварям бессловесным, ибо и твари бессловесные имеют потомство у Тебя, Господи. Не подобна я и водам этим, ибо и воды приносят плоды у Тебя, Господи. Горе мне, кому подобна я? Не подобна я и земле, ибо земля приносит по поре плоды и благословляет Тебя, Господи”». Ответом на этот смиренный и скорбный плач стало… чудо.

*  *  *

Если приглядеться к окладу иконы, можно увидеть вписанную в общий сюжет композицию — обнимающиеся фигуры праведных Иоакима и Анны, получивших ответ от Бога о даровании им ребенка. Читаем в предании радостные слова, отражающие эту сцену: «И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: “Знаю теперь, что Гос­подь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну!”». Через девять месяцев Анна родила девочку и назвала долгожданную дочь Марией.

Посмотрим теперь на фреску. По центру ее композиции мы видим располагающуюся на ложе полусидя роженицу — праведную Анну; девы преподносят ей дары в честь радостного события. Рядом с ложем установлен стол, около которого сидит Иоаким. Эта сцена отсылает нас к еще одному событию из жизни праведных родителей Девы Марии: через год после рождения дочери отец накроет для первосвященников и жителей Иерусалима пышный стол для свидетельства о том, что и в их доме родился потомок.

Интересно, что в разных иконографических изводах фигура Иоакима изображается в разных местах. Если на фреске Иоаким сидит рядом со своей женой Анной, то на иконе он расположен вдалеке, в отдельной части изображения. Это связано с тем, что икона в данном случае отражает иудейский закон, по которому супруг не мог находиться в женской половине дома в определенные жизненные моменты — и в частности, при рождении ребенка.

А где же Сама Дева Мария, будущая Божия Матерь, только что родившаяся на свет? Ее служанки готовят к ополаскиванию в купели. Мы видим очень трогательный житейский момент: одна из служанок проверяет температуру воды перед тем, как окунуть туда ребенка, — точно так же, как это делают женщины и сейчас, в современном мире.

Рождество Пресвятой Богородицы для многих людей является особым праздником, наполненным светом, тишиной и грядущей радостью, начало которой положено рождением в мир Той, Которая даст миру Спасителя. «Ныне из бренного естества уготовил Себе на земле Небо Тот, Который древле из вод соткал и распростер по высоте твердь. Подлинно, это Небо несравненно того божественнее и удивительнее, потому что на нем возсияло Солнце Правды — Тот, Который на небе утвердил солнце», — так поэтично отзывался об этом празднике великий бого­слов VII–VIII веков преподобный Иоанн Дамаскин, написавший ряд проповедей о Божией Матери. Искусство его слова не может не трогать сердце, особенно если это сердце верующего человека, чуткого к восприятию прекрасного.

«Там, где Бог, там красота», — хочется иногда сказать, воспринимая произведения искусства. И иконопись, рассказывающая о великих событиях жизни Церкви, является одной из возможностей прикоснуться к Божественной красоте.

Газета «Православная вера» № 16 (660), сентябрь 2020 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Успение Пресвятой Богородицы — последний праздник уходящего церковного года, а первый праздник нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. Мы приближаемся к торжеству, которое, конечно, наполнит нас радостью — но оно должно также и подвигнуть нас к самым серьезным осознаниям

Просмотров: 649
Комментариев: 0

Чем должен стать для нас тот или иной праздник церковного года? Торжественным воспоминанием определенного события Священной истории? Сердечным переживанием этого события? Да, но не только. Думается, каждый праздник должен оказаться для нас очередным духовным приобретением или уроком. Мы всякий раз призваны что-то открыть для себя в этот день, что-то понять глубже, чем раньше, что-то увидеть другими глазами. Об уроках первого из двунадесятых праздников церковного года — Рождества Пресвятой Богородицы — мы беседуем с клириком Свято-Троицкого собора в Саратове иереем Александром Степовиком

Просмотров: 1320
Комментариев: 0

Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием явления на землю во плоти Солнца правды — Христа. Оно означало приближение времени разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над людьми, указывало на скорое воссияние Божьего благословения и вечной жизни на земле

Просмотров: 2724
Комментариев: 0