+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Чтобы не быть Иванами, родства не помнящими
Просмотров: 843     Комментариев: 0

Для прихожан храмов города 2 июня на Воскресенском кладбище г. Саратова прошла экскурсия. Провел ее председатель саратовского православно-исторического общества «Возрождение» краевед Евгений Леонидович Лебедев. Общество занимается поиском информации о судьбе репрессированных священнослужителей и мирян Саратовской епархии, их потомков. Людей, интересующихся историей своей семьи и родного края, становится все больше, и такие экскурсии для них — не только источник информации, но порой и стимул для начала собственных исследований.

Многие участники экскурсии здесь уже не в первый раз, потому что знают: работа историков и краеведов не останавливается ни на день, а значит, можно будет узнать о новых именах и фактах.

— Информация иногда поступает к нам самым неожиданным образом, — рассказывает Евгений Леонидович Лебедев. — В начале мая, когда мы пришли с волонтерами провести здесь первую уборку, ко мне обратился пожилой человек с просьбой присмотреть за одной могилой. Потом мы разговорились по телефону с его женой, и оказалось, что она из рода священников Серебряковых. Один из представителей этой династии — протоиерей Аркадий Серебряков — длительное время служил в Крестовоздвиженском монастыре нашего города, умер в 1914 году. Сегодня после экскурсии подходит другая женщина — представительница священнического рода Василевских. Она обещала показать фамильный склеп этой династии.

Поиск на старом кладбище осложняется тем, что свободно пройти можно только к могилам вблизи дорог. Благодаря помощи волонтеров молодежного отдела и прихожан многих храмов Саратова удалось привести в порядок участок рядом с могилой епископа Вениамина (Милова). Там захоронены наши священники-исповедники и монахини Крестовоздвиженского монастыря.

— Ребята распилили все упавшие деревья и вынесли их с этого участка. А там дальше еще больше деревьев, которые лежат десятки лет, и этой проблемой никто не занимается. Во многих городах старинные кладбища выглядят ухоженно — в Ульяновке, например, за этим следят курсанты военного училища. А на нашем Воскресенском кладбище в правой, самой старой, его части даже дороги ликвидировали — перед закрытием кладбища могилы располагали прямо на них, и проходы сузились до тропинок. Люди, которые там за некоторыми могилами ухаживают, даже мусор вывезти не могут, складывают его рядом — завалы уже высотой в метр, если не больше.

Несмотря на то что поисковая работа ведется на относительно небольшой территории, исследователи постоянно обнаруживают что-то новое. На безымянных могилах вдруг появляются новые таблички — например, «монахиня Агния, которая кормила голубей». Евгений Леонидович надеется, что удастся найти людей, установивших их, — вероятно, у них есть более по­дробная информация об этих усопших.

Поиск идет параллельно в архиве и на кладбище. Недавно исследователи обнаружили могилу женщины рядом с захоронениями трех известных саратовских протоиереев — Травницкого, Соловьева и Черникова. Надпись на табличке гласила: «Екатерина Шабнова». Проверили, нет ли такой в списке насельниц Крестовоздвиженского монастыря. Оказалось, что есть, все даты совпадают. Позже удалось выяснить, что монахиня Екатерина после возвращения из ссылки несла послушание во вновь открывшемся в декабре 1942 года Троицком соборе.

Захоронения священников и членов их семей определить несложно.

— Духовенство — немногочисленная группа людей, — объясняет Евгений Леонидович. — Священники в дореволюционной России имели определенные фамилии — например, «птичьи»: Соколовы, Лебедевы, Орловы, Воробьевы. Эти фамилии давали в 30‑е годы девятнадцатого столетия юношам из бедных сословий, когда они поступали в духовное училище, потому что в те времена фамилий у них вообще не было, только имя и отчество. Были и другие фамилии — Изумрудов, Бриллиантов, Мраморнов; есть версия, что такие фамилии давали отличникам. Мы знаем фамилии наших саратовских священников, и если видим, допустим, что на надгробии написано «Соколов», то это почти сто процентов кто-то из духовного сословия.

Захоронения монахинь, оказывается, тоже можно отличить. В частности, на могилы всех сестер Крестовоздвиженского монастыря, которые были похоронены до 1917 года, устанавливали прямоугольные каменные плиты с большим крестом и надписью с именем, количеством лет, прожитых в монастыре, датой смерти.

— Под такой плитой может покоиться не только монахиня, но еще жена или дочь священника, — поясняет Евгений Леонидович. — У меня две прабабушки лежат под такими плитами. Они из известняка, довольно прочные. К сожалению, не на всех плитах сохранились надписи, где-то они вообще замазаны цементом. Большинство надгробий священников в ХХ веке были осквернены. На могиле протоиерея Василия Лебедева, к примеру, был гранитный памятник с крестом и ангелочками по бокам — крест сняли, а ангелочков ломом выдрали. У протоиерея Павла Чудновского, умершего в 1910 году, был памятник в виде дерева с обрубленными ветвями — центральную часть памятника, где стоял крест, сняли и выкинули. На могиле протоиерея Михаила Соколова, долгое время служившего в храме Марии Магдалины в Саратове, был красивый кованый крест — сломали и погнули. Моя двоюродная бабушка Антонина Александровна Лебедева, жена протоиерея Сергия Траецкого, умерла в 1942 году, но и ее могилу осквернили, а памятник снесли. Только ее прямые потомки указали, где она похоронена. И таких примеров много. На центральных участках вблизи старой разрушенной церкви могил священников очень мало. Там в советское время, в 50–60‑е годы, стали хоронить элиту нашего города: врачей, ученых, артистов, летчиков. До нас дошли свидетельские показания, что захоронения духовенства на центральных участках были попросту уничтожены.

В планах краеведов — заняться изучением фамильных священнических склепов, существовавших до 1917 года. Для этого нужно продвигаться вглубь кладбища, и без помощи волонтеров в этом деле не обойтись. Члены общества принимают активное участие в восстановлении могил своих предков. В 2018 году восстановлены могилы священника Михаила Соколова и священников Ливановых. Многие саратовские храмы провели большую работу по восстановлению памятников и оград на могилах духовенства.

Экскурсия была продолжена до могилы саратовских мучеников, где отец Андрей совершил литию.

В завершение экскурсии собравшиеся зашли в храм в честь Воскресения Христова. Он был возведен здесь несколько лет назад, недалеко от места, где располагался старый кладбищенский храм, разрушенный в тридцатые годы. Хочется верить, что как возродился этот храм, так возродятся из небытия и имена людей, до последнего вздоха хранивших свою веру и свою историю.

Желающие принять участие в работе общества «Возрождение» или волонтерской работе по уходу за могилами священников могут обратиться к Евгению Леонидовичу Лебедеву по электронной почте: lebedx1@yandex.ru или в молодежный отдел 8–937–225–78–16 (Даниил).

Газета «Православная вера» № 11 (631)

[Подготовила Яна Степанова]

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Если просмотреть «Епархиальные ведомости» за все годы их существования, то состоится увлекательное знакомство с разнообразными по тематике и содержанию статьями и заметками. «Проповеди», «Слова», «Речи», произнесенные преосвященными и видными священнослужителями епархии в дни церковных праздников или по случаю торжественных актов, непременно присутствовали в неофициальной части газеты. Здесь же «Литургические очерки», «Учение об Ангеле-Хранителе», «О силе молитвы», «Беседа о вечной Христианской Церкви» и другие.

Просмотров: 349
Комментариев: 0

Святой праведный Иоанн Кронштадтский стал почетным председателем попечительного общества «Саратовский дом трудолюбия». Это не было только данью уважения к священнику. Он являлся настоящим попечителем. В отчете общества за 1892 г. отдельным абзацем выделено: «Главнейшим жертвователем в отчетном, как и в прошлом году, был отец Иоанн, рассыпающий широкой рукой милости “Саратовскому дому трудолюбия”. Всего в отчетном году отцом Иоанном пожертвовано две тысячи рублей». Помощь поступала от него и в последующие годы

Просмотров: 591
Комментариев: 0

Легкие, воздушные фото гимназисток с посвящениями на обороте; лица будущих исповедников веры; старинный особняк, бывший тогда просто чьим-то родным домом... В дореволюционных семейных фотографиях ощущается словно что-то нездешнее — может быть, потому, что все эти люди сейчас, когда мы смотрим на эти снимки, уже перешли в мир иной и знают тайну вечности?.. Истории саратовских священнических родов раскрывались на презентации диска «Образы и судьбы», которая прошла 28 сентября в информационно-просветительском центре Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова

Просмотров: 746
Комментариев: 1

«Замечательно, как русский народ склонен и способен более к классической музыке…» — писал Николай Иванович Бахметев (Бахметьев), 1807–1891, представитель старинного дворянского рода, конногвардеец, участник Русско-турецкой кампании 1827 года, саратовский помещик, предводитель губернского дворянства, музыкант, композитор, автор духовной музыки, создатель уникального симфонического оркестра из крепостных крестьян, а затем директор Придворной певческой капеллы.

Просмотров: 1146
Комментариев: 0

Есть экспонаты, которые представляют для нас ценность особого рода, поскольку отражают приметы и атмосферу времен, знакомых нам лишь по литературе и рассказам предков. 20-й век еще не далеко ушел от нас; мы привыкли ценить артефакты, отстоящие от нас на несколько веков: чем предмет древнее, тем он ценнее… Но для Православной Церкви именно ХХ век стал чуть ли не самым драматическим в истории нашей страны. Поэтому так дороги нам обычные, казалось бы, предметы, имеющие свою ценность не сами по себе, а в связи с тем, что являются свидетельствами конркетных событий своего времени

Просмотров: 818
Комментариев: 0

Более семисот лет назад на южной окраине современного Саратова располагался золотоордынский город Укек. В 2010 году экспедиция Саратовского областного музея краеведения под руководством Дмитрия Александровича Кубанкина начала проводить раскопки. Археологи установили, что в Укеке существовала крупная христианская община, которая сформировалась практически с момента основания города и продолжала существовать после принятия большей частью населения в XIV веке ислама. Результаты этих раскопок легли в основу выставки «Христианский квартал Укека. Погружение в прошлое», открывшейся в краеведческом музее

Просмотров: 1265
Комментариев: 0

Об истории Архиерейского дома в Саратове рассказывает член Епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии Валерий Теплов

Просмотров: 1827
Комментариев: 0

Моя встреча с Александром Беляевым произошла только потому, что года два назад я внезапно открыла для себя старый, исторический Саратов. Город, по которому бегаю с юности и который все это время странным образом не замечала, то есть просто не видела в упор. Еще несколько лет назад я очень удивилась бы, услышав, что мы живем в городе необыкновенно красивом: «А что в нем красивого? Ну, Троицкий собор, ну, “Утоли моя печали”, а на что еще тут смотреть?»

Просмотров: 2466
Комментариев: 0

Пасмурное июльское утро. Природа как будто напоминает нам о трагических событиях, произошедших ровно сто лет назад, 17 июля 1918 года,— мученической кончине последней царской семьи династии Романовых. Несмотря на дождливую погоду, храм в честь Преображения Господня в селе Пристанное Саратовского района заполнен прихожанами — детьми и взрослыми. Они пришли почтить память святых страстотерпцев и вознести молитвы ко Господу. В этот день в храме села Пристанное вспоминают не только царских мучеников, но и почившую 17 июля 1926 года дочь репрессированного священника Николая Алексеевского — Антонину

Просмотров: 1265
Комментариев: 0

Село Лесная Неёловка Базарно-Карабулакского района некогда имела другое название: Нагорная Неёловка. Село находится на возвышенности, обдуваемой всеми ветрами. Когда-то здесь было большое поселение, вся жизнь которого протекала вокруг величественного храма. Его разрушили. Но не разрушили память. Энтузиасты, любители истории родного края нашли информацию о священнике, который здесь служил и был репрессирован. За помощью и научной консультацией они обратились к председателю историко-православного общества «Возрождение» Евгению Леонидовичу Лебедеву. 17 мая Евгений Леонидович встретился с прихожанами нового храма села Лесная Неёловка — апостола и евангелиста Иоанна Богослова, освященного в 2011 году

Просмотров: 1445
Комментариев: 0