+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Церковное почитание мучеников Куликовской битвы:от XIV века к XXI веку
Просмотров: 3075     Комментариев: 0

В "Сказании о Мамаевом побоище", одном из наиболее ранних литературных произведений о Куликовской битве (оно сложилось в конце XIV века, как предполагают исследователи — на основании свидетельств участников самого сражения), подробно рассказывается о поездке святого благоверного великого князя Димитрия Донского к "игумену Земли Русской" перед выступлением на Куликовскую битву.

В частности, в "Сказании" пересказывается разговор между святыми Сергием и Димитрием (этих сведений нет в Житии преподобного Сергия, составленном преподобным Епифанием Премудрым). Согласно "Сказанию", преподобный Сергий "рече : …живот ти будет; не уже бо ти еще венец на победы сия наидти, но во вспомявших летех, иным уже венцы плетутся" [1]. Это предречение святого о венцах, которые "уже плетутся" участникам битвы, предвосхитило земную и Небесную славу героев, отдавших свои жизни за Землю Русскую и Веру Православную у впадения Непрядвы в Дон.

Историки до сих пор спорят о числе погибших в Куликовской битве: по разным оценкам, на поле брани остались от ста десяти до трехсот шестидесяти тысяч русских воинов ([2], [3]). Среди погибших был ближний боярин святого князя Димитрия Михаил, прозванный Бренком. Согласно летописным сведениям, они перед битвой обменялись доспехами: Бренк одел великокняжеские, а сам князь надел одежду и доспехи простого ратника. Таким способом святой Димитрий ответил тем своим боярам, которые предлагали ему переждать битву в тылу войска. Как сообщается в Житии святого князя, им руководило горячее желание пострадать за Христа. Однако Господь судил восприять мученический венец в тот день не князю, а его боярину. Святой Димитрий был обнаружен после битвы весь израненный, но живой.

А боярину Михаилу будет суждено еще раз послужить Руси и Православной Церкви: через четыре столетия в потомстве Бренка процветет поистине благоуханный крин — великий угодник Божий, святитель Игнатий (Брянчанинов) [4].

В час битвы преподобный Сергий служил Литургию. Как сообщает святой Епифаний, "вся предсказоваше братиам бывшая святый: победу и храборство великого князя Димитрия Ивановича, преславно победу показавша на поганых, и от них избиенных по имени сказа, и приношение о них Всемилостивому Богу принесе" [5]. Эта Литургия, отслуженная великим чудотворцем, стала первой церковной памятью по страдальцам Куликовской битвы. Преподобный Сергий перечислял имена погибавших русских воинов в самый час их кончины; очевидно, что никаких записей в тот момент братия Троицкого монастыря не вела. В древних синодиках уцелели лишь около сотни имен павших, в основном, разумеется, князей (см. Приложение I).

По свидетельству летописей, лишь три княжества не прислали воинов Великому Князю. Все остальные русские князья пришли к месту сбора русского войска в Коломне со своими воинами. Среди них был двоюродный брат святого Димитрия Серпуховский князь Владимир Андреевич. В благословение от преподобного Сергия Великий Князь выпросил себе в войско двух иноков: Александра (в миру Пересвета) и Андрея (в миру Ослябю). Составитель Жития святого Димитрия замечает, что вряд ли они были нужны ему как дополнительные ратники, хотя их, бывших брянских бояр, отличали воинские выправка и искусство. Вероятнее всего, в их лице с русским воинством отправился как бы сам преподобный Сергий. Некоторые древнерусские источники называют Пересвета и Ослябю братьями. Неясно, имеется в виду родство плотское или духовное — через иноческие подвиги в Сергиевой обители, но факт памятования об этом обстоятельстве говорит о близости святых воинов-иноков.

Сам святой Сергий облек братьев в схиму, заповедав им: "Вот вам оружие нетленное, да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных". Схимонах Александр стал первым погибшим в битве: отвечая на вызов монгольского богатыря Челубея, он выехал на него лишь с одним копьем, облеченный, по заповеди игумена, в схиму вместо доспехов. Всадники пробили друг друга копьями и погибли оба. Схимонах Андрей уцелел в битве: еще в 1398 году он упоминается в составе посольства, отправленного Великим Князем Василием Дмитриевичем в Константинополь с милостыней [6].

Вернувшийся с победой Великий Князь озаботился не только погребением своих погибших воинов, но и церковным их поминовением. Одну из первых панихид совершил преподобный Сергий. В память погибших, по воле Великого Князя, было установлено особое ежегодное поминовение — субботний день перед Днем его Ангела, святого великомученика Димитрия Солунского. Димитриевская родительская суббота постепенно стала в Русской Церкви днем сугубой молитвы об упокоении православных вождей и воинов, на поле брани убиенных [7].

Святой священноисповедник Афанасий (Сахаров) замечает в своем труде "О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви": "В XIV веке нашли нужным установить особый день для поминовения воинов, убиенных на Куликовом поле. Для этого избрали не день битвы, 8 сентября, — в этот день ради двунадесятого праздника не может быть поминовения усопших. Поминовение приличнее всего приурочить к субботе. При этом избрали не субботу пред 8 сентября, ибо эта суббота в некоторые годы может совпадать с праздником Индикта или предпразднством Рождества Богородицы, а избрали субботу пред днем святого великомученика Димитрия Солунского, которого русские считали своим особым покровителем и помощи которого, в частности, приписывали свою победу над Мамаем" [8].

С этого времени почитание "вождей и воинов", погибших в Куликовской битве или участвовавших в ней, как бы ветвится. Великий Князь Димитрий Донской в церковной памяти всегда стоял особняком — его чтили не только как победителя Куликовского сражения, но как покровителя и защитника Москвы, образец благочестивого правителя. Так, в "Слове о житии великого князя Дмитрия Ивановича", написанном вскоре после его преставления, говорится: "Дмитрий же доблестен был и добр нравом, велик в своем величии, решителен в добродетельных деяниях, пока не почил в покое… Бывал он друзьям стеной и опорой, а врагам — мечом и огнем, иссекая нечестивых и сжигая их словно хворост". В "Слове" содержатся упоминания о чудесах, совершившихся в час кончины Великого Князя: воздух "возмутился", а лицо князя просияло ангельским светом. "Слово" заканчивается молитвой к благоверному Димитрию "о роде твоем и о всех людях, живущих в царстве твоем". В этой молитве почивший князь прямо называется святым, ныне пребывающим "где пажити святых отцов и вечное насыщение" [9].

Уже в наше время приснопамятный архидиакон Роман (Тамберг) написал балладу о святых воинах, невидимо охраняющих Москву [10]:

Первый всадник — грек святый Георгий,

Рядом — Донской Дмитрий, а за ним

Скачет в схимника простом уборе

Князь смиренный инок Даниил.

На иконе Явления Угрешской иконы святителя Николая Великому Князю Димитрию Донскому (конец XVII века, находится в собрании ЦАК МДА) Великий Князь изображен в нимбе [11]. Также в нимбе святой Димитрий изображен на иллюстрациях Лицевого Жития преподобного Сергия (созданного в основанной им Лавре в конце XVI века) и на иконе преподобного Сергия Радонежского "в житии", написанной около 1680 года и содержащей иллюстрации ко всем наиболее значимым эпизодам "Сказания о Мамаевом побоище" [12].

В середине XVII века почитание святого Димитрия было зафиксировано в "Книге, глаголемой описание о Российских святых": в лике Московских чудотворцев указан "Святый благоверный великий князь и царь Димитрий Иоаннович Донский и Московский, преставися в лето 6897 месяца маия в 19 день" [13].

Параллельно с почитанием в Москве Великого Князя Димитрия, в Серпухове складывалось почитание его двоюродного брата Владимира Андреевича, получившего за отвагу и мужество, проявленные в Куликовской битве, прозвание Храбрый. Это почитание осталось в значительной степени локальным, однако стоит отметить наличие иконного изображения князя в нимбе (с надписанием "Благоверный князь Владимир Донской") в росписях Серпуховского Высоцкого монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским по просьбе князя Владимира на его землях. Благоверный князь Владимир также почитался серпуховцами не только как герой Куликовской битвы, но и как святой заступник Серпухова, его Небесный воитель [14].

Второй "ветвью" почитания в Русской Православной Церкви участников Куликовской битвы стало складывавшееся вокруг Богородице-Рождественского храма в Старом Симонове почитание схимонахов Александра и Андрея. Преподобномученик Александр Пересвет был погребен в Симоновском монастыре, где настоятельствовал преподобный Феодор — племянник и постриженник преподобного Сергия, в храме, освященном в честь Рождества Пресвятой Богородицы (в день празднования которого состоялась битва). Когда отошел ко Господу схимонах Андрей, его похоронили подле его собрата. Ныне, к сожалению, точное местоположение могилы воинов-схимников утрачено, но в храме установлено надгробие с сенью, воспроизводящей облик той, которая была в храме до революции [15].

Однако и здесь память героев битвы оказалась в большей степени связана не с битвой как таковой, а с принадлежностью схимонахов Александра и Андрея к духовной семье преподобного Сергия. Это отражено в некоторых древних святцах, где Александр и Андрей указаны как Радонежские чудотворцы.

Долгое время почитание остальных мучеников Куликовской битвы ограничивалось заупокойным поминовением в Димитриевскую субботу. Упорядочивание церковного почитания Куликовских мучеников произошло только в XX веке.

Первым шагом к гласному провозглашению Церковью святости Куликовских мучеников и подвижников стало Определение Святейшего Патриарха Пимена от 10 июля 1981 года. В этот день в церковный календарь было внесено празднование в честь Собора Радонежских святых [16]. Кроме святых учеников преподобного Сергия и святых иноков Троице-Сергиевой Лавры, в Соборе Радонежских святых почитаются святые сродники и собеседники преподобного Сергия. Так в русский церковный календарь (пока лишь как местное празднование) были внесены дни памяти святого благоверного Великого Князя Димитрия Донского и преподобных Александра-Пересвета и Андрея-Осляби, схимонахов-воинов Радонежских [17]. День памяти святых Александра и Андрея был установлен (ввиду совпадения дня мученической кончины святого Александра с двунадесятым праздником) на 7 сентября. Святым Димитрию [18], Александру и Андрею ([19], [20]) были составлены тропари и кондаки. При этом в богослужебных текстах был сделан уже обратный акцент — все трое прославлялись в них именно в связи с Куликовской битвой.

Стоит отметить, что тем же Определением в Соборе Радонежских святых был прославлен преподобный Нектарий вестник — тот самый инок, который принес на Непрядву в самый день битвы грамоту преподобного Сергия со словами ободрения Великому Князю и русскому воинству.

Шесть лет спустя, 3 июня 1987 года, по благословению Святейшего Патриарха Пимена было установлено празднование соборной памяти Всех святых, в земле Тульской просиявших [21]. Поскольку Куликово поле находится в пределах Тульской епархии, то при установлении празднования имена подвижников и мучеников, связанных с Куликовской битвой, были также включены в соборную память [22].

Было установлено местное празднование в Тульской епархии благоверному Великому Князю Димитрию Донскому, святым воинам-схимонахам Александру и Андрею (с наименованием их обоих уже не преподобными, а преподобномучениками), ранее прославленным в Соборе Радонежских святых, а также святому благоверному князю Владимиру Серпуховскому и "всем святым воинам-мученикам, на Куликовом поле живот свой положившим". При установлении празднования Тульским святым им были составлены тропарь, кондак и величание. В величании сразу же было отражено богослужебное почитание Куликовских мучеников: "Величаем вас, святый благоверный княже Димитрие и мученицы-воини, и почитаем честную память вашу, вы бо на поле Куликове за веру и Отечество души своя положивше, подвигом любви землю Российскую прославили есте". Таким образом, через 607 лет после мученической кончины русских воинов Православная Церковь гласно засвидетельствовала их прославленность в Небесном Царствии, предреченную некогда преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, игуменом Радонежским и всея России чудотворцем.

На следующий год вся Полнота Православной Церкви торжественно праздновала тысячелетие Крещения Руси. На Освященном Поместном Соборе, проходившем 6-8 июня 1988 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, было принято решение о прославлении в лике святых угодников Божиих, просиявших в Русской Церкви за многовековую ее историю, благоговейно чтимых народом Божиим. В их числе к общецерковному почитанию был прославлен местночтимый в Москве и Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Великий Князь Димитрий Донской. Память ему было определено творить 19 мая по юлианскому календарю, в день его блаженной кончины. Собор одобрил для богослужебного употребления тропарь и кондак святому и благословил составление ему особой службы [23]. 6 октября 1999 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви служба Великому Князю Димитрию, подготовленная в Синодальной Богослужебной комиссии, была одобрена к употреблению в богослужебном обиходе. Служба была опубликована в Приложении ко II части Минеи-Май, выпущенной Издательским Советом Русской Православной Церкви в 2002 году [24].

В этой службе, в славнике стихир "На хвалитех", кроме святого Димитрия, поминаются и его сподвижники, участвовавшие в Куликовской битве: схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, князья Владимир Храбрый и Андрей Полоцкий, воевода Димитрий Боброк, боярин Михаил Бренк, "с ними же и прочии вои, за землю Русскую не пощадившии живота своего".

Тогда же, в 2002 году, издательство Тульской епархии выпустило Службу всем святым, в земле Тульстей просиявшим [25]. Особенностью этой службы является структура канона (написанного под краегранесие [26] "Благословением Святейшего Патриарха Пимена"). В каждой песне канона (кроме девятой) первый тропарь посвящен соборному прославлению Тульских святых, второй — особо почитаемому в епархии преподобному Макарию Белевскому, предпоследний — какому-либо из ликов святости (с перечислением по именам тех святых этого лика, кто включен в соборную память). Третий же тропарь во всех песнях, кроме восьмой, посвящен святому благоверному князю Димитрию и мученикам-воинам Куликовской битвы.

Святые Димитрий и воины-мученики, на поле Куликовом "жизни своя положившия", упоминаются также в обеих молитвах из состава этой Службы при поименном перечислении наиболее почитаемых Тульских святых.

Так на заре наступившего XXI столетия Церковь почтила "в песнех и пениих" страдальцев, отдавших свои жизни за свободу и независимость Руси и за Православную Веру, разорить которую в Русской Земле похвалялся гордый Мамай.

Остается добавить, что день празднования Собора Тульских святых (а, значит, и всех святых Куликовской битвы) был установлен на день памяти преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца, 22 сентября по юлианскому календарю. По григорианскому календарю этому дню соответствует 5 октября, день завершения работы нашего Форума. Святии благоверный Великий Княже Димитрие и мученицы-воины, на поле Куликовом жизни своя за Веру и Отечество положившия, молите Бога о нас!

 


  1. Сказание о Мамаевом побоище (фрагменты). // В сб.: Жизнь и житие Сергия Радонежского. / Сост. В.В. Колесова. — М.: Советская Россия, 1991. ^
  2. Святой благоверный Великий Князь Московский Димитрий Донской. // В сб.: Московский Патерик. / Сост. Игумен Иосиф (Шапошников), Я.А. Шипов. — М.: Столица, 1991. ^
  3. Жития святых: 1000 лет русской святости. Собрала монахиня Таисия. — Джорданвилль, 1983. В 2-х тт. Т. I. Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. ^
  4. Житие святителя Игнатия Брянчанинова. // В сб.: Жития русских святых. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. В 6-ти кнн. Кн. I. ^
  5. [Преп.] Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // В сб.: Жизнь и житие Сергия Радонежского. / Сост. В.В. Колесова. — М.: Советская Россия, 1991. ^
  6. Пересвет и Ослябя. // В сб.: Московский Патерик. / Сост. Игумен Иосиф (Шапошников), Я.А. Шипов. — М.: Столица, 1991. ^
  7. О поминовении православных воинов. // Панихида о православных воинех и о всех, за Веру и Отечество на брани убиенных. — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2005. ^
  8. Епископ Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. — СПб.: Сатисъ, 1999. ^
  9. Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича. // В сб.: Сергий Радонежский. Сост. В.А. Десятников. — М.: Патриот, 1991. ^
  10. Архидиакон Роман (Тамберг). Святой Даниил Московский. // Альбом "Русь называют святою…" Свято-Данилов монастырь, 1996. ^
  11. Русские иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: Изд-во Московской Патриархии, 1988. ^
  12. Преподобный Сергий Радонежский. / Сост. Н. Чугреева. — М.: Панорама, 1992. ^
  13. Книга, глаголемая описание о Российских святых. — М.: В Университетской типографии (М. Каткова) на Страстном бульваре, 1887. Репринт: М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. ^
  14. Пречистыя Владычицы нашея Богородицы Серпуховский Высоцкий мужской монастырь. — Серпуховский Высоцкий мужской монастырь, 2003. ^
  15. Прот. Владимир Силовьев. Воспитание истинного патриотизма. // Церковный вестник, № 17 (318) сентябрь 2005. ^
  16. Православный церковный календарь на 1994 год. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1993. ^
  17. Собор Радонежских святых. // В сб.: Жития русских святых. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. В 6-ти кнн. Кн. III. ^
  18. Благоверный великий князь Димитрий Донской. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 1990. ^
  19. Икона святых воинов-схимонахов Александра Пересвета и Родиона (Андрея) Ослябя. // Приходская страница церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. ^
  20. Полный тропарион для клироса и мирян. — М.: Лодья, 1999. ^
  21. Максим, архиепископ Тульский и Белевский. Собор Тульских святых. // Журнал Московской Патриархии, № 10, 1988. ^
  22. Собор Тульских Святых. // Официальный Интернет-сайт Тульской епархии. ^
  23. Канонизация святых в XX веке. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1999. ^
  24. Служба благоверному великому князю Димитрию Донскому. // Минея дополнительная. Вып. 1. — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2005. ^
  25. Служба всем святым, в земли Тульстей просиявшим. — Тула, 2002. ^
  26. Краегранесие (краестрочие, акростих) — фраза, составленная первыми буквами всех тропарей канона. ^

Приложение I.

Синодик
О упокоении воинов, на Куликовом поле за Веру и Отечество души своя положивших

  1. Схимонахов:
  2. Александра Пересвета
  3. Андрея Осляби
  4. Князей:
  5. Димитрия Донского
  6. Владимира Серпуховского
  7. Андрея Полоцкого
  8. Феодора, Мстислава и Иоанна Тарусских
  9. Феодора
  10. Симеона
  11. Феодора
  12. Иоанна
  13. Константина
  14. Димитрия Брянского
  15. Андрея
  16. Романа и Василия Ярославских
  17. Феодора и Максима Бозерокских
  18. Димитрия
  19. Андрея Кемского
  20. Романа Прозоровского
  21. Льва Курбского
  22. Димитрия и Андрея Ростовских
  23. Романа и Глеба Брянских
  24. Святослава и Иоанна Смоленских
  25. Иоанна Холмского
  26. Георгия Мещерского
  27. Феодора Елецкого
  28. Василия Кашинского
  29. Андрея Стародубского
  30. Андрея Муромского
  31. Глеба Каргопольского
  32. Стефана Новосильского
  33. Симеона, Иоанна и Феодора Моложских
  34. Димитрия и
  35. Владимира
  36. Боляр:
  37. Димитрия Боброка
  38. Андрея
  39. Михаила
  40. Симеона
  41. Михаила
  42. Тимофея
  43. Николая
  44. Михаила Бренка
  45. Михаила
  46. Льва
  47. Льва
  48. Льва
  49. Василия и Василия тысяцких
  50. Константина
  51. Димитрия
  52. Иоанна
  53. Даниила
  54. Иоанна
  55. Димитрия
  56. Даниила
  57. Феодора
  58. Феодора
  59. Елевферия
  60. Константина и
  61. Захарии
  62. Воинов:
  63. Иоанна
  64. Климента
  65. Василия
  66. Андрея
  67. Иродиона
  68. Иакова
  69. Григория
  70. Игнатия
  71. Фомы
  72. Петра
  73. Карпа
  74. Петра
  75. Фомы
  76. Григория
  77. Феодора
  78. Григория
  79. Василия
  80. Тимофея
  81. Исидора
  82. Димитрия
  83. Константина
  84. Иоанна
  85. Космы
  86. Михаила
  87. Симеона
  88. Дометия
  89. Иоанна
  90. и всех православных воинов побоища Мамаева

Приложение II.

Богослужебные тексты в честь святых воинов-схимонахов Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби

Тропарь, глас 1:

Воини Христолюбивии, / страдальцы послушания прехвальнии, / Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый, / Сергия игумена благодатные наследницы, / Куликовской брани ратницы духовнии, / вы бо змия агарянскаго победисте. / Но и нас своим заступлением не остависте, / телами в храме Рождества Богородицы почиваете, / душею в превышнем селении пребываете. / Молите за весь род русский православный, преподобнии сродницы наши.

Кондак, глас 7:

На поле Куликовом агарян победисте / и венцами славы увенчастеся, / преподобномученицы Александре и Андрее, / молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати, / Православие хранити и душам нашим велию милость.

Величание

Ублажаем Вас, святии преподобномученицы Александре и Андрее, и чтим святую память Вашу, воинов Христолюбивых наставницы и ангелов собеседницы.

Приложение III.

Из службы святому благоверному великому князю Димитрию Донскому

Тропарь, глас 3:

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, / языки побеждающа. / Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню, / на подвиг сей прияв благословение Преподобнаго Сергия, / тако, княже Димитрие, / Христу Богу молися, / даровати нам велию милость.

Канон. Песнь 9

О, како пострадала земля Российская в битве велицей, / яко множество людей за Отечество души своя положиша, / ты же, святе Димитрие, с молитвой и любовию / во днех мнозех телеса их земли предавал еси.

О, како прославися имя Божие в подвизе твоем, княже Димитрие пречудне, в славней победе сей, / еюже люди российстии ига страшнаго свободил еси / и, наречение Донскаго прияв, молитвенник присный о нас являешися.

О, како велик бысть подвиг сей в людех твоих, пречудне княже наш Димитрие, / яко и на грядущия времена простреся слава победы / христолюбиваго воинства российскаго на поле Куликове.

На хвалитех стихиры
Слава, глас 8:

Да помянуты будут купно со святым Димитрием князем / вси людие российстии, / души своя о спасении ближних положившии. / Тако воспомянем достойно преподобнаго первоборца битвы Куликовския / схимонаха Александра Пересвета / и пострадавшия во брани князя Михаила Бренка / и схимонаха Андрея Ослябю. / Да почтутся любовию купно сподвижницы Димитриевы, / князь Владимир Храбрый и воевода нарочит Димитрий Волынский, / еще же и Андрей князь, / с ними же и прочии вои, / за землю Русскую не пощадившии живота своего.

Приложение IV.

Из Службы Собору святых, в земле Тульской просиявших

На велицей вечерни
На Господи, воззвах: стихиры, глас 8:

Вы есте слава Российския земли, / благоверный княже Димитрие, / и могучая рать мучеников-воинов, / на поле Куликове / за веру христианскую и Русь Святую души своя положившии, / небесными венцами украсилися есте. / Молитеся ко Господу / мир миру даровати / и душам нашим велию милость.

Иные стихиры, глас 6:

Благословением аввы Сергия / в землю Тульскую пришедшии, / преподобномученицы Александре и Андрее, / любовию велиею / и пролитием крове на поле Куликове подвиг совершившии, / делом поучающе: / яко большия любви никто же имать, / да аще кто душу за други своя положит, / вы же святии воины Христовы, / Престолу Владычню на небеси предстояще, / молитеся о нас, / любовию память вашу почитающих.

Тропарь, глас 5:

Радуйся, земле Тульская, / веселитеся и торжествуйте, людие Божии, / прославляя святых своих, / подвиги веры и благочестия Богу угодивших; / в них же сияют, яко звезды небесныя, / великий князь Димитрий и могучая рать его мучеников-воинов, / на поле Куликовом / за веру православную и Русь Святую души своя положивших. / О, преславнии святии сродницы наша! / Дерзновение ко Господу обретшие, / Христа Бога нашего молите: даровати мирови мир, / Отечеству благоденствие / и душам нашим велию милость.

Величание

Величаем вас, / святый благоверный княже Димитрие и мученицы-воини, / и почитаем честную память вашу, / вы бо на поле Куликове / за веру и Отечество души своя положивше, / подвигом любви землю Российскую прославили есте.

Канон, глас 8
Песнь 1

Ангельски на земли пожившии, любве ради Христовы души своя за веру христианскую и Русь Святую на поле Куликовом положившии, благоверный княже Димитрие и вся могучая рать мучеников-воинов, на небеси предстоите Царю Славы, воспевая ему победную песнь, яко прославися.

Песнь 3

От поганых татар и нашествия Мамая землю нашу свободившии, благоверный княже Димитрие с мученики-воины, на земли волю Господню сотвориша, на небеси блага небесная наследовали есте.

Песнь 4

Ильину ревность возимели, святый благоверный княже Димитрие и мученики-воины: на поле Куликовом студа исполниша беззаконных иноплеменников, веру христианскую и Русь Святую покорити тщавшихся. Ныне на небеси воспеваете: слава силе Твоей, Господи.

Песнь 5

Якоже сродницы твои Борис и Глеб явишася тебе, благоверне княже Димитрие, на поле Куликовом, в помощь предстательствующи, Русь Святую защищая, тако и ты с воинством твоим буди нам помощник и молитвенник, да озаримся и мы благодатию Христовою и во свете повелений Его ходити начнем.

Песнь 6

Еже жити вам Христос есть, и смерть приобретение, благоверне княже Димитрие и мученицы-воини: на поле Куликове бысте со Христом и по смерти наследовали славу Его.

Песнь 7

Трудами и ратными подвигами на земли подвизалися есте, святии мученицы-воини, за веру христианскую и Русь Святую души своя положившии, ныне же на небеси радуетеся, приемля награду мученик Хритовых, воспевая: отцев Боже, благословен еси.

На хвалитех стихиры, глас 8:

О, преславнаго чудесе! Святый великий князь Димитрий с могучею ратью мучеников-воинов прославляется Господем. Церковь Христова торжествует и вси единодушно вопиют: о святии покровителие Тульския земли, сохраните страну нашу и всех нас от всякия нужды и печали.

Слава, глас 2:

Красуйся и веселися, Тульская земля, / яко в недрах твоих на Куликовом поле / сокровище Божественных даров неоскудное явися: святыя мученики-воины, / за веру христианскую и Русь Святую души своя положившие, / от нихже истекают исцеления и подается благодать всем, / с верою приходящим и чтущим память их.

Отдел религиозного образования и катехизации Саратовского Епархиального Управления

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.