+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Быть хотя бы немного апостолом
Просмотров: 206     Комментариев: 0

12 июля мы отмечаем память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Этому празднику предшествует Петров пост, который также называют постом Апостольским. О том, в чем заключается апостольское служение и как может христианин нести его в современном мире, мы беседуем с настоятелем храма во имя Новомучеников и исповедников Саратовских священником Андреем Солодко.

— В чем заключается суть апостольского служения? Как понять ее для себя современному человеку?

— Апостольство присуще природе Церкви — не случайно в Символе веры мы говорим о том, что наша Церковь «Святая, Соборная и Апостольская». Слово «апостол» переводится с греческого языка как «посланник». Таким Посланником, прежде всего, является Господь Иисус Христос, Который был послан Богом Отцом в этот мир, чтобы соединить человека с Богом. Обращаясь к Своим ученикам, Спаситель говорит: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20, 21). В этих словах Он указывает на то, что апостолы продолжают Его дело — приобщают людей к Церкви.
Конечная цель апостольства заключается в том, чтобы не только рассказать людям о Христе, но и привести их в евхаристическую общину. Уходя дальше на проповедь от созданных ими общин, апостолы поставляли епископов, которые становились продолжателями их дела.

— Всегда ли проповедь апостолов была услышана? Везде ли, где прозвучали их слова, были основаны церковные общины?

— Нет, не везде. Но не услышанной она осталась только на первый взгляд. Здесь можно вспомнить известную замечательную проповедь апостола Павла в сердце античной Греции — Ареопаге. Тогда ко Христу обратился один человек — Дионисий Ареопагит, остальные эту проповедь не приняли. Но этот единственный человек продолжил дело апостола Павла, привел ко Христу множество людей и принял мученическую кончину. Более того, эта проповедь апостола Павла прозвучала в веках и продолжает звучать и приносить плоды. Сейчас эта, как казалось вначале, неуспешная речь является образцом миссионерской проповеди.

— Написание книг Нового Завета — это тоже часть апостольской миссии?

— Такой цели апостолы перед собой не ставили. Апостол Павел пишет свои Послания не для того, чтобы увековечить для нас христианские истины, а для того, чтобы решить вполне конкретные, можно сказать сиюминутные, проблемы. Но его наставления сохранились до наших дней, и оказалось, что все, сказанное апостолом по конкретным поводам, актуально и для нас. Евангельские события были описаны гораздо позже, проповедь о земной жизни Христа долгое время была устной.

— Как смогли апостолы с такими слабыми, с житейской точки зрения, ресурсами перевернуть весь мир?

— С житейской точки зрения они совершили невозможное. Мы знаем, что им помогала в этом благодать Святого Духа. Есть в богословии даже такое выражение — «чрезвычайные дары Святого Духа» — такие, как говорение на языках, например. Ученики Христа были в основном простыми рыбаками, но они просветили всю вселенную. Благодать Святого Духа восполнила немощь человеческую — недостаток учености.

— Кого еще, кроме ближайших двенадцати учеников Господа, мы можем назвать апостолами? И кого мы называем равноапостольными?

— Апостолами Церковь называет только тех, кто был свидетелем жизни Христа, и апостола Павла. Всех остальных, кто потрудился на апостольском поприще обращения людей ко Христу, именуют равноапостольными. У многих современных христиан сложилось такое мнение, что миссия — это удел священников. Но это противоречит истории Церкви. Среди равноапостольных было много мирян: например, равноапостольная Мария Магдалина, равноапостольная царица Елена, самарянка, которая встретила Господа у колодца (см.: Ин. 4, 4–28). После той встречи она обратилась к своим единоверцам — самарянам — с проповедью Христа, затем проповедовала в Карфагене и прославлена Церковью как мученица Фотиния.

— Как должно происходить апостольское служение в современном мире? Что мы, современные христиане, в силах сделать на этом поприще? Что вменяется нам в обязанность?

— Посылая в мир апостолов, Господь говорит: вы будете мне свидетелями даже до края земли (ср.: Деян. 1, 8). Слово «свидетель» с греческого языка на русский часто переводится как «мученик». То есть апостольское служение — это свидетельство о Христе, и этим свидетельством является наша верность Ему, посвящение Ему всей своей жизни и готовность пострадать за свою веру.

Каждый христианин должен быть немного апостолом. Какое свидетельство о Христе в наших силах? Силы у всех разные, и мера у каждого своя. И как раз в Апостольский пост у нас есть возможность поразмышлять: а как я лично могу свидетельствовать о Господе? Конечно, в первую очередь все мы призваны к свидетельству не словами, а своей жизнью. В нашей жизни не должно быть принятого сейчас разделения на «светскую» жизнь и «церковную», не должно быть двуличия: мол, в храме, в кругу собратьев по вере я таков, а на работе, в светской компании — это другое дело, и там проявляются другие мои стороны, там у меня иные требования к себе.

Сейчас много говорится о том, что христианин не должен выпячивать свою веру. Не должен, но, к сожалению, часто бывает так, что в светской обстановке верующие люди, кажется, напротив, делают всё, чтобы скрыть свою веру и не представляться другим христианами ни во внешнем виде, ни в поведении. Всё больше христиан полагает, что вера — это «глубоко личное внутреннее дело», о котором не стоит упоминать вовне. Но Христос сказал: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38).

Наверное, кого-то в современном мире обрадовало бы, если бы христиане совсем отказались от проповеди. Но если бы апостолы в свое время внимали такого рода увещеваниям, то у нас бы не было Церкви.

— Конечно, главное свидетельство — это наша христианская жизнь. Но это задача на всю жизнь, высокая цель, которую неизвестно, достигнем ли. А как в повседневной жизни человек может показать себя христианином?

— Ну, например, Петров пост выпадает на летний период — время отпусков. Верующий человек часто стесняется отказаться от посиделок с шашлыками на даче — так же, как от шумного корпоратива на Новый год во время Рождественского поста. Ну так вот он повод: свидетельствуй о Христе. Мученики за Него отдали жизнь. Разве мы не можем потерпеть ради нашей веры некоторое неудобство, дискомфорт? На казнь нас не поведут, нам может быть лишь неприятно от того, как люди это воспримут. Мы должны быть к этому готовы: сострадать Христу, идти путем крестоношения.

Прямая проповедь сейчас плохо воспринимается за пределами Церкви. Гораздо действеннее косвенное свидетельство — делами.

— Сейчас много говорится о необходимости проповеди в социальных сетях. Но, к сожалению, не секрет, что социальные сети — это место для споров, порой очень агрессивных. Особенно это касается тем, связанных с религией. Как тут быть?

— Если у человека есть вопросы о вере, если он дает конструктивную критику, то с ним можно общаться, и это общение будет полезно и вам, и ему. Но бывает, что собеседник просто выливает на нас грязь. На эту «критику» реагировать не нужно. Как правило, люди, активно ругающие Церковь, знают о ней очень мало и руководствуются представлениями, взятыми из большевистской антиклерикальной пропаганды. Их критика основана на невежестве. А того, чего человек не знает, он боится. Надо смотреть по ситуации. И помнить слова апостола Петра: будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15).

Газета «Православная вера» №13 (634)

[Беседовала Екатерина Иванова]

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.