+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Бороться, а не рассуждать
Просмотров: 1037     Комментариев: 2

Почему Бог допускает трагедии?

Мы живем новостями. Получаем из СМИ — бумажных или электронных, узнаем от родственников, знакомых, друзей, коллег по работе. Что-то касается лично нас, что-то — нас всех. Но всегда хочется, чтобы новости были хорошими. А еще лучше — радостными. Даже есть такое специальное слово — Евангелие. Если перевести это слово с греческого на русский, то получится — благая весть или радостная новость.

Так в чем же радость?

 

Именно этим словом названа важнейшая часть Библии — повествования о рождении, жизни, проповеди, делах, смерти и воскресении Спасителя — Господа Иисуса Христа. Евангелие — радостная новость о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Бог послал Своего Сына в мир не для того, «чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3, 17). Такую радостную новость несли миру апостолы — ученики Христа.

Но если мир спасен Христом. Если, как мы слышим в храмах, Христос «попрал смертию смерть». Если верующие постоянно просят Бога о том, чтобы Его воля исполнялась и «на земле, как небе» (Мф. 6, 10), то почему же изо дня в день продолжают происходить трагедии, почему так много несчастий и скорбей, почему…?

Вопросы можно продолжать до бесконечности. А если говорить о конкретных примерах? Чуть больше месяца назад, 25 декабря прошлого года пришла страшная новость о трагедии на Черноморском побережье, неподалеку от Сочи… Почему столь горьких и печальных новостей больше, чем радостных и хороших? И в чем же радость «благой вести» Христа, если мир вокруг полон боли?

Особенно чувствительны удары таких новостей, когда гибнут известные в очень хорошем смысле этого слова люди. 25 декабря на потерпевшем крушение самолете находились участники ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, а вместе с ними — Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза. Мне очень запомнился один из комментариев под этой новостью в интернете: «Погибли те, кто делал этот мир немного лучше и добрее… Их будет очень не хватать миру».

«Смерть самых лучших намечает, и дергает по одному…», — пел Владимир Высоцкий. А здесь сразу не один… Почему все это происходит вдруг, так внезапно? И от этого еще тяжелее и больнее. Причину всегда можно найти (и ее находят) — плохие погодные условия, технические неполадки, человеческий фактор. Нужное подчеркнуть. Объяснения катастрофы (любой катастрофы) могут быть логичны и понятны — что, как и почему. Но становится ли от этого легче? Вряд ли. Но если есть Тот, Кто выше метеоусловий, технических характеристик и прочих личностных факторов, — то почему все это происходит? Почему зло одерживает такие победы, если Христос уже победил?

В поисках оправданий

 

Подобными вопросами (хотя все можно выразить в одной фразе: «если есть Бог, то почему Он допускает зло?») люди задаются уже давно. И, нужно сказать, что и ответов дано тоже немало. Есть целое направление философской и богословской мысли, в котором разбирается вопрос о «теодицеи». Теодицея (theodicea) — это специальный термин, придуманный немецким философом и математиком Готфридом Лейбницем (1646-1716 гг.) еще триста лет назад. Если перевести этот термин дословно, то получится бого-справедливость, или бого-оправдание. Смысл «теодицеи» в том, чтобы объяснить (или даже оправдать) то, что мир управляется добрым и любящим Богом, несмотря на присутствие в мире явного зла (нужно сказать, что этот вопрос ставится и в самой Библии, например, в известной истории праведного Иова).

Казалось бы, все очень просто: если Бог — это благо, то Он не должен допускать в мире зла, в конкретных его проявлениях. А если зло продолжается, то…

Есть несколько известных историй, связанных с этой темой. Например, фрагмент из биографии известнейшего бизнесмена, одного из символов современности, Стива Джобса. 13-летний Стив показал лютеранскому пастору, проводившему занятия для детей, журнал «Life», на обложке которого была помещена фотография изможденных голодом африканских детей. Спросив пастора — «знает ли Бог об этих детях» и услышав в ответ — «тебе трудно в это поверить, но Господь знает и об этом», — Стив сказал, что не хочет верить в такого Бога. Или знаменитые размышления Сэмюэля Лэнгхорна Клеменса (известного нам всем, как Марк Твен) о том, что окружающая действительность не дает нам ни одного доказательства о благости, доброте, милосердии или сострадательности Бога, скорее наоборот — Бог или не интересуется человеком вовсе, или Он просто жесток.

Можно ли поспорить с такой аргументацией? Наверное, можно. В конце концов, можно вручить оппоненту томик Лейбница с «Опытами теодицей и благости Божией», попутно порекомендовав еще с десяток философских трудов, разбирающих эту тему. Или перечислить множество примеров добра, любви и милосердия, которые все-таки существуют в мире. Да только потенциальный «Марк Твен» всегда найдет больше примеров зла и страданий, причем — в мировом масштабе.

Любая, даже самая убедительная мысль вынуждена будет умолкнуть при виде очередной трагедии. И вновь возникнет этот вопрос — «а где же Бог?». Неужели Ему и правда безразлично?... Но зачем тогда все это — крест, страдания, смерть? Зачем обещания утешения плачущим, радости — скорбящим?

Доктор Лиза могла бы помочь еще очень многим людям… Хор Александрова мог бы еще многих порадовать выступлениями, показать красоту и силу искусства. И ведь у каждого из погибших были семьи, друзья, те, кто их провожал и встречал, кто был к ним ближе всех. Какова боль их утраты? Неужели все хорошее обречено?!.

Поставить злу предел

 

Моя попытка ответа на эти вопросы тоже может показаться слабой и неубедительной. Я и не собираюсь кого-то убеждать. В мире много зла. Мы сталкиваемся с ним каждый день. Видим его, слышим о нем. Я — верующий человек, а значит, именно мне может быть адресован вопрос: «Если есть Бог, почему Он не остановит все это зло?». Но я не знаю ответа. Я не знаю ответа на этот вопрос, но я продолжаю верить. Верить в то, что победа за Богом.

Смысл не в правильном ответе. Я, как христианин, призван бороться со злом. Я не в силах повернуть время вспять или изменить историю. Но здесь и сейчас я могу еще что-то сделать. Как делала это сама Елизавета Глинка, подчас жертвуя собой ради других.

Мир лишился тех, кто делал его лучше. Но он не должен лишиться их навсегда. Можно вспомнить притчу Христа о Страшном суде (см. Мф. 25, 31-46). И главный вопрос, заданный Христом людям, — что вы сделали для Меня, когда я был голоден, болен, когда не имел крова над головой?.. Но когда мы могли сделать это для Тебя, Господи? Когда видели того, кто нуждался в этом. Не нужно объяснять голодному, почему он голоден, или что такое голод. Нужно его просто накормить. Нужно помогать тем, кому мы можем помочь. И даже тем, кому не можем. Сделать все то, что в наших силах.

Не нужно объяснять зло. Нужно бороться с ним, преодолевать его, побеждать его добром и любовью. Если Христос пришел, чтобы «явить дела Божии» (Ин. 9, 3), то и мы, как христиане — ученики Христа, должны эти дела являть. Являть здесь и сейчас. Настолько, насколько мы можем.

Мы не можем вернуть погибших в той авиакатастрофе… Но мы можем хранить память. И воплощать эту память в делах. Потому что «вера без дел мертва», говорит нам Писание (Иак. 2, 20). Евангелие — наша радостная новость—очень правдивая книга. Особенно в отношении людей, которых мы встречаем на евангельских страницах. Евангелие не изображает перед нами ни героев, ни суперменов. Нет. Евангелие изображает людей в их слабостях и недостатках. Ближайший ученик Христа — (что значит «камень») — обещает Христу, что пойдет за Ним и в темницу, и даже на смерть, но в ответ слышит: «Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк. 22, 33-34). Всем другим ученикам Христос говорит, что они соблазнятся и покинут Его, а один и вовсе предаст… Но к ним же обращены слова Христа: «Идите, научите все народы» (Мф. 28, 19).

Эти слова обращены и к нам. И наши слабости Бог видит и знает. Но как Христос верил в Своих учеников, так и в нас Он верит. И мы, так же, как они, должны противостоять этому миру, в котором происходит зло, в котором есть несправедливость, ложь, страдания и смерть. И Христос ждет, что именно мы противостанем злу и страданиям, как и Он Сам. Ведь каждый из нас может сделать хотя бы что-то.

Ответил ли я на вопросы, которые поставил? Я не знаю. Каким бы смешным это ни казалось сейчас. Но я вижу то, что лично я должен и могу сделать, потому что я христианин. Ведь если я не вижу и не делаю, а тем более не хочу видеть и делать, — то значит, что имя христианина не для меня. Я могу не знать всех ответов, могу не понимать чего-то. Но я знаю, что я могу сделать, чтобы поставить маленький предел злу и страданиям. Могу хотя бы немного стать похожим на тех других, самых лучших. И пусть хороших новостей будет больше.

Газета «Саратовская панорама» № 06 (1087)

Комментарии:

05.03.2017 22:52:03  елена

если представлять Бога как доброго дедушку, то вопросов такого типа и уныния, сквозящего в статье, не избавиться.

Господь спасает души, а тело при этом может и пострадать. 

06.03.2017 13:46:05  Aida

Перечитала статью неколько раз. Действительно,не единожды возникали подобные вопросы.Пока не пришла к выводу,что просто нужно доверять Божьему Промыслу,как доверял Богу  св. Авраам,ведя сына на смерть. Неисповедимы пути Господни.Это очень сложно,все время искушения приходят.Но автор   прав,как бы то ни было,если считаешь себя христианином,то не имеешь права не бороться со злом,не имеешь права не выполнять Божии Заповеди,Его наставления,чтобы Мир хоть на капельку стал лучше.  Спасибо за честную,по-настоящему христианскую статью.

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.