+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Беседы с Архипастырем. О Воскресении Христовом
Просмотров: 1292     Комментариев: 0

Текстовая версия телепрограммы

 

Вед.: Воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых — это краеугольный камень нашей веры. Это то, что составляет ее главное содержание и смысл, то, что вселяет надежду и радость, которую, по слову Евангелия, невозможно у нас отнять, настолько она оказывается прочной и ни от чего не зависящей. И в то же время для человека нецерковного бывает, наверное, сложно, порой невозможно понять: как такое может быть, как кто-то из живших на земле может воскреснуть. Сегодня о реальности Воскресения мы беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

Владыка, Воскресение Христово — это событие, которое выходит за рамки всех естественных законов природы, которое очень сложно осознать обычному человеческому уму. И не случайно даже некоторые апостолы, которые непосредственно видели Христа, которые созерцали Его, ходили с Ним, рядом с Ним рука об руку — и то некоторые из них усомнились в реальности Воскресения. Как человеку современному, светскому, который исторически далек от евангельских событий, осознать Воскресение не как какой-то миф, кем-то придуманный, не как сказку со счастливым концом, а как самую настоящую реальность?

Митрополит Лонгин: Реальность Воскресения Христова, так же, как и вообще всех составляющих нашей веры, познается в опыте духовной жизни, церковной жизни. А лучше всего о том, что такое вера, сказал апостол Павел: Вера же есть… уверенность в невидимом (Евр. 11, 1). Воскресение Христово для человека может быть только предметом веры. Не так, как для апостола Фомы — это не то, что можно пощупать, куда можно вложить свою руку. И недаром в Евангелии, где описывается уверение Фомы, потом сказано: блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29).

Поэтому, конечно же, Воскресение Христово — это предмет веры, который при этом имеет огромное количество свидетелей, начиная от апостолов — самовидцев Воскресения Христова, тех, кто уверился в нем, как в непреложном факте. Это опыт и огромного количества людей — христиан, который постепенно, по мере вхождения человека в церковную жизнь становится и его собственным опытом.

Вед.: А вот интересно все-таки, почему одни апостолы сразу воспринимают весть о воскресшем Спасителе как факт, а другие сомневаются? Что это — разница в их характерах?

Митрополит Лонгин: Думаю, да. Апостолы — разные люди и у каждого из них есть свой характер, это достаточно четко видно из евангельских повествований. Кто-то из них более порывист, кто-то более рассудителен, кто-то недоверчив, как Фома. Ведь даже предатель нашелся — Иуда. Поэтому, конечно же, апостолы — совершенно разные люди и по-разному воспринимают все, что происходит с их Учителем. Но после Его явления и уверения их, все они становятся убежденными проповедниками Воскресения. Один из самых главных аргументов реальности Воскресения Христова — это как раз деятельность апостолов, так же, как то, что действительно на них снизошел Святой Дух, Который наставил их на всякую истину (ср.: Ин. 16, 13) и дал им совершенно невероятные силы.

Мы сегодня не задумываемся вот о чем. Что такое христианство в самом начале своей истории? — Это двенадцать человек в мире, в котором нет ничего — ни самолетов, ни пароходов, ни поездов, ни почты, ни телефона, ни интернета, ни газет — вообще ничего. И эти двенадцать человек в течение очень короткого времени — они ведь проповедовали по нескольку лет, практически все они были убиты — утвердили христианство во всем тогдашнем цивилизованном мире, который сам себя называл «вселенной», во всей Римской империи, которая была тогда фактически самодостаточной. Подобных примеров человеческая история просто не знает. Да, были проповедники более-менее успешные. Кто-то из них собирал достаточно большое количество людей, мог иметь некий успех в каком-то народе, следы их проповеди оставались достаточно долго. Но ничего даже близко похожего на то, что совершили апостолы Христовы, в истории человечества не было и нет. И они не просто говорили о Воскресении своего Господа и Учителя — они шли на смерть за исповедание. Они не отрекались и под самыми мучительными пытками, и на самую ужасную казнь шли с радостью, потому что они видели воскресшего Господа, знали, что Он с ними и что они Его ученики и друзья. Это тоже одно из косвенных свидетельств Воскресения Христова, которое, наверно, стоит многих других свидетельств.

Вед.: Владыка, Вы говорите о деятельности апостолов, о том, что она является косвенным свидетельством реальности Христова Воскресения. Но есть ведь и другие, вещественные, свидетельства этого факта: это и Туринская плащаница, и Благодатный огонь, и так далее. Но ведь многие люди, даже зная об этих фактах, прикасаясь к ним, все равно продолжают оставаться неверующими людьми. Почему так происходит?

Митрополит Лонгин: Неверующий человек — это ведь далеко не всегда человек, который не смог в чем-то убедиться. Чаще всего это человек, который не захотел убедиться, не захотел поверить. Очень многие защищаются от этого изо всех сил. Думаю, ко всем «внешним» свидетельствам, о которых вы сказали,— Туринской плащанице, схождению Благодатного огня на Гробе Господнем,— мы должны относиться очень спокойно, не пытаться нашу веру опереть на материальные свидетельства нашего земного мира. Мы должны их принимать, воспринимать как некое напоминание от Бога, но не пытаться основать на них свою веру. Я еще раз говорю, что вера в Воскресение Христово — это именно вера в чистом виде, которая должна быть в сердце человека.

Вед.: Владыка, Пасха — самый любимый в народе праздник, видимо, еще и потому, что он связан с различными внешними атрибутами. Это и разноцветные яйца, и куличи, и так далее. И вот Благодатный огонь, который в последние годы привозят в Саратов из Иерусалима. Многие, конечно, стремятся взять его домой, а потом, как-то приходилось наблюдать,— очень суеверно относятся к лампадкам и очень боятся: «не дай Бог, потухнет». Стоит ли так трепетно, суеверно относиться к внешним проявлениям праздника, или все-таки Пасха — это нечто другое?

Митрополит Лонгин: Конечно же, Пасха — это, прежде всего, радость о Христе Воскресшем. Все внешние атрибуты праздника — это вещь очень хорошая, милая, нужная, помогающая человеку на каком-то элементарном уровне воспринять высокие истины христианской веры. Вообще, обряды нужны. Тот, кто говорит, что обряды устарели или они, так сказать, для человека, находящегося в каком-то младенческом состоянии, а умному, продвинутому они не нужны, что духовность должна быть «в чистом виде»,— просто обманывает себя и окружающих. На самом деле обряды во многом помогают человеку сохранить веру именно тогда, когда он хорошо понимает заложенный в них смысл. И в этом плане и куличи, и крашеные яйца, и все остальное — все это очень хорошо и свято. Замечательно, что эти обряды есть, они делают жизнь человека и глубже, и интереснее, и красивее, особенно для маленьких детей. Смотрите, сколько людей воспринимают веру в детстве именно через обряды, как нечто красочное. Достаточно прочитать «Лето Господне» И. Шмелева, чтобы увидеть, какую роль могут играть все эти внешние вещи в том, чтобы в человеке загорелся огонек веры, который потом уже, когда человек становится взрослым, осознанно воспринимает все окружающее, разгорится в настоящий пламень твердой и глубокой веры во Христа. Поэтому все это очень хорошо, осуждать это не надо. Надо только постоянно напоминать людям, что все внешние действия нужны только тогда, когда за ними стоит внутренний смысл.

Что касается Благодатного огня — это тоже замечательное явление, которое известно Церкви с самых древних времен ее истории. И, конечно же, когда человек берет из храма, приносит домой частичку Благодатного огня, совершенно естественно, что к этой святыне, которая принесена из храма Гроба Господня, самого святого места для верующего человека, должно быть соответствующее благоговейное отношение. Но все должно иметь какую-то меру. Часто святые отцы говорят о царском пути, золотой середине. И здесь мера тоже должна соблюдаться. Благоговение — это хорошо, а паника по поводу того, что лампадка потухла, совершенно ни к чему. Конечно же, наша вера не в камнях, не в досках, не в огне, не в куличах и ни в чем другом. Наша вера — во Христа Распятого и Воскресшего. Это главное, а все остальное — «костылики», которые, может быть, помогают идти или украшают нашу жизнь. Сами по себе они абсолютно не опасны, а наоборот, придают тем праздникам, которые мы отмечаем, в частности, Пасхе тот незабываемый колорит, ту окраску, к которой мы привыкли.

Вед.: Пасха — это праздник праздников и, конечно, очень хочется в Пасхальную ночь испытывать радость вместе со всей Церковью. Но ведь радость, наверное, не берется из ниоткуда, ее нужно как-то в себе взрастить. И что делать, если вдруг как-то грустно в эту ночь, радости ни испытываешь? Расстраиваться по этому поводу?

Митрополит Лонгин: По меньшей мере, надо постараться понять, что в тебе не так. Потому что, конечно же, Пасха — это действительно праздников праздник и торжество из торжеств. Что касается настоящей Пасхальной радости — для того, чтобы ее пережить, нужно по-настоящему пережить Великий пост, все те священные воспоминания, которые предлагаются Церковью во время поста, особенно в дни только что прошедшей Страстной недели. Вот тогда радость наша будет такой же, какой была радость апостолов и жен-мироносиц, когда они увидели воскресшего Христа Спасителя.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

В основе христианства – событие, по отношению к которому все остальное вторично. Этот событие – Воскресение Христа. Апостол Павел недаром говорит о том, что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера (1 Кор. 15, 13 – 14). Главное в христианстве – Христос, победивший смерть и разрушивший адские оковы, которых не смог избежать ни один представитель ветхозаветного человечества. Но какое отношение каждый конкретный христианин имеет к событию, происшедшему более двух тысяч лет назад? Как повлияло (и влияет) это событие на сегодняшнего последователя Христа? На вопрос отвечает настоятель саратовского храма в честь Страстей Господних (Киновии) священник Кирилл Петрович

Просмотров: 700
Комментариев: 0

Все четыре евангелиста участвовали в евангельских событиях по-разному, и потом, восстанавливая эти события, общались с разными людьми. Каждый из них подробно рассказывает о том, что видел непосредственно сам, и куда менее детально, подчас пунктирно — то, что узнавал от других. Для нас с вами гораздо важнее — не расхождения, а, напротив, общее в рассказах евангелистов. Вот оно, общее: женщины, идущие ко гробу на рассвете первого дня недели; отваленный камень; явление Ангелов; поручение к женщинам — известить апостолов; бегущий ко гробу Петр; лежащие пелены; явление Христа путешествующим в Эммаус… И конечно — встреча Воскресшего со святой равноапостольной Марией Магдалиной

Просмотров: 655
Комментариев: 0

Сквозь напряжение и усталость Страстной седмицы пробивается, как зеленый росток сквозь иссохшую каменистую почву, предчувствие радости Светлого Христова Воскресения. Отчего на ночной пасхальной службе охватывает нас душевное ликование? А что если не охватывает? О том, что мешает пережить радость Пасхи, а отчего она, напротив, бывает сильной и долгой, мы беседуем с настоятелем храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Саратова протоиереем Вячеславом Казанцевым

Просмотров: 1365
Комментариев: 0

Четвертая неделя (воскресенье) по Пасхе именуется Неделей о расслабленном. В этом году она приходится на 29 апреля. За Божественной литургией мы услышим Евангелие от Иоанна, глава 5, 1–15 — о событии в иерусалимской купальне, именуемой Вифезда

Просмотров: 1655
Комментариев: 0

За Иисусом из Назарета с самого начала Его проповеди шло много женщин; кто — следом за мужьями и сыновьями, как, например, мать сыновей Зеведеевых (см.: Мф. 20, 20), а кто и самостоятельно, как Мария из Магдалы. Землячки-галилеянки служили Ему имением своим (Лк. 8, 3). То есть — они за свой счет кормили Учителя и Его учеников, они, говоря современным языком, устраивали их быт, они несли извечную женскую ношу, почитая это за честь, за счастье. Евангелисты не называют этих женщин ученицами Иисуса, как мужчин — учениками: учить и учиться вере, постигать и преподавать другим ее премудрость — это считалось исключительно мужским делом. Может быть, один Учитель и ведал, как отзываются на Его слово, как впитывают исходящий от Него свет женские сердца

Просмотров: 1868
Комментариев: 0

Второе воскресенье сорокадневного пасхального торжества именуется Антипасхой, что означает — не «против Пасхи», конечно, а «вместо Пасхи». Мы вновь переживаем «праздников Праздник и Торжество из торжеств» — но уже начинаем постепенное прощание с ним

Просмотров: 1622
Комментариев: 0

Пасха — это праздник, который не хочется отпускать, хочется длить и длить. Но он и длится сорок дней: торжественное Отдание Пасхи совершается накануне праздника Вознесения Христова. Это день полного завершения земной, привременной миссии Христа. Но до Отдания нам нужно еще дойти. А сейчас поговорим о следующей за Пасхой Светлой седмице

Просмотров: 2472
Комментариев: 0

Воскресение Христово ознаменовало собой переход от смерти к жизни Самого Спасителя, а также переход из состояния рабства греху к состоянию свободы всего человечества — то есть способности грех бороть и побеждать. Когда верующий устремляется сердцем к Богу, иногда даже не до конца осознавая это умом, он порой тоже переживает некий переход — от себя прежнего к себе иному. Это внутреннее событие становится очередной важной ступенью на пути к Богу: открывает человеку о мире и его Создателе нечто такое, что раньше было сокрыто от него и что отныне делает его к Богу ближе. Вот несколько таких историй…

Просмотров: 2688
Комментариев: 0

Праздник Воскресения Христова — самый главный для христиан. «Все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости», — призывает в своем огласительном слове в праздник Пасхи святитель Иоанн Златоуст. Радость о воскресшем Спасителе предназначена для каждого человека на земле, но не всякий знает об этом и не всякий понимает, как присоединиться к общему ликованию. О том, как делиться пасхальной радостью с ближними, рассуждает игумен Нектарий (Морозов)

ВИДЕО

Просмотров: 1958
Комментариев: 0

В преддверии Светлого Христова Воскресения мы решили спросить разных людей, наших знакомых и коллег, об особенной Пасхе в их жизни. Получился своего рода лоскутный ковер воспоминаний — добрых, радостных, счастливых

Просмотров: 2536
Комментариев: 0

Да, праздник всех праздников, торжество всех торжеств — Пасха Христова выходит из времени и уже не прекращается в Вечности, повторяется и переживается вновь. Как же прекрасны наши ликующие храмы в эту ночь! Всё в едином порыве празднует Победу над адом и смертью

Просмотров: 2062
Комментариев: 0

«Христос воскресе!» — этими словами мы приветствуем друг друга в день Пасхи, на Светлой седмице, до самого Вознесения Господня. И это, наверное, самое радостное, самое важное, что могут сказать друг другу верующие люди. Но порой даже пасхальная радость оказывается очень хрупкой, легко переходящей в грусть и тоску. Почему? И как вернуть сердцу ликование о Воскресшем Спасителе?

Просмотров: 3416
Комментариев: 0

Пасха — праздников Праздник. Любые другие праздники могут проходить совсем незамеченными, быть совсем нерадостными. С Пасхой у меня не так, и это даже не зависит от того, как я к ней готовилась. Всегда, хоть ненадолго, но радость приходит. Так было и несколько лет назад, хотя это была необычная Пасха — Пасха на море…

Просмотров: 2489
Комментариев: 0

Праздник Воскресения Христова общий для всех и вместе с тем очень личный, почти интимный. Потому что именно так, интимно и сокровенно, устанавливаются наши отношения с Тем, Кто стал виновником этого невероятного торжества. Каждый, кто хоть однажды бывал в пасхальную ночь в храме, знает, каково это — ощущать на себе дыхание воскресшего Бога. Каждая наша Пасха не похожа на другую, потому что и мы сами каждый год — разные. Но среди череды пасхальных служб всегда есть та, которая запомнилась больше всего, стала решающей. Воспоминаниями о своей самой главной Пасхе мы попросили поделиться саратовских прихожан

Просмотров: 2667
Комментариев: 1

В чем смысл Воскресения как величайшего события в истории человечества, как явления, которое касается лично нас? Как понять умом, как почувствовать сердцем, что это не просто религиозный праздник, а обещание Бога каждому человеку чего-то очень важного? Об этом мы беседуем с настоятелем саратовского храма во имя святого равноапостольного князя Владимира, священником Михаилом Богатыревым

Просмотров: 2144
Комментариев: 0

Какое счастье, если в нашей жизни есть человек, который молится за нас Господу в то время, когда нам нет никакого дела до самих себя. Человек, не страшащийся выступить против «передовых отрядов Снежной Королевы». Человек, слезами своими согревающий наши сердца и ведущий нас в сторону весны и вечной жизни

Просмотров: 2442
Комментариев: 0

Когда в Пасхальную ночь берешь такси и едешь по ночному городу на самое главное в году богослужение, предчувствие трепетной радости охватывает уже, когда садишься в машину. Нет, даже еще раньше, начиная с самого утра Великой Субботы, такой величественной и тихой, когда, кажется, вся природа, и деревья с первыми весенними листьями, и птицы, и сам воздух замерли в ожидании грядущего События…

Просмотров: 2979
Комментариев: 0

Пасхальная радость, радость Воскресения — какова она для нас? Церковь — это семья: Бог — Отец, мы — дети, те дети, которые решили вернуться домой из блужданий на чужбине, жить при Отце. Семья большая, многодетная, и все мы в ней, при единой вере во Христа Спаса, совершенно разные… Памятуя об этом требуемом от нас единстве, взглянем, стараясь не уничижить никого из братьев по вере, на разность и нашей радости в переживании Пасхи Христовой

Просмотров: 2394
Комментариев: 0

Светлое Воскресение Христово, «праздников праздник и торжество торжеств», Православная Церковь отмечает, согласно древней традиции, в день, который символически соответствует тому самому дню, в который почти 2000 лет назад воскрес наш Спаситель. Согласно евангельскому повествованию, это произошло на третий день после иудейской пасхи, в первый день после субботы, который в русской традиции получил в честь этого название воскресенья. Римская дата этого события остается неизвестной

Просмотров: 2878
Комментариев: 0

О значении Воскресения Христова для каждого христианина, народных традициях и личном отношении к этому празднику мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием

Просмотров: 2688
Комментариев: 0

Каждый, кто хотя бы раз встречал Пасху в храме, знает, какая это ни с чем не сравнимая радость,— телетрансляция не передаст и сотой ее доли. И сами службы, совершаемые на Пасху и на Светлой седмице, значительно отличаются от всех остальных; об их особенностях нам рассказывает клирик саратовского храма в честь Рождества Христова священник Максим Плякин

Просмотров: 3325
Комментариев: 0

Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков!

Просмотров: 1959
Комментариев: 0

В ряду всех христианских праздников Пасха занимает центральное место. По словам святителя Епифания Кипрского, это праздников праздник и торжество из торжеств. Воскресением Иисуса Христа из мертвых завершается Богочеловеческий подвиг спасения. Христос воскрес, ибо смерть не могла удержать в своей власти Того, Кто по природе Своего Божества Сам есть воскресение и жизнь. Сокрушив державу смерти, Спаситель открыл путь к бессмертию, к вечной жизни

Просмотров: 2891
Комментариев: 0

Мы попросили наших собеседников ответить на следующие вопросы: Что лично для Вас значит праздник Светлого Христова Воскресения? Как обычно Вы его проводите? Какая Пасха в Вашей жизни запомнилась Вам больше всего и почему?

Просмотров: 3508
Комментариев: 0

Вы слышали о том, с какой удивительной легкостью и быстротой талантливые люди создают свои гениальные произведения. Как же тогда Податель всех даров, Творец всех гениев! Разве вы не читали, с какой быстротой и легкостью Господь воскресил дочь Иаира и сына наинской вдовы?  А Лазаря в Вифании? Сказал слово и – свершилось! Ибо у Бога все возможно: и что скажет, и что помыслит. Так же Христос и Себя воскресил...

Просмотров: 2180
Комментариев: 0

Традиции празднования на бытовом уровне сохранялись многие десятилетия, причем в то время, когда власти особенно стремились уничтожить в народе всякое памятование о Боге, о Церкви. Причина этого, конечно, не в том, что эти видимые, бытовые традиции имеют какую-то самостоятельную ценность, а в том, что в сердцах людей сохраняется вера, какое-то сердечное знание о том, что Бог есть

Просмотров: 2510
Комментариев: 0

Святая Пасха, Светлое Христово Воскресение — центр православного богослужебного года. Именно с Пасхи начинается новый годовой цикл чтения в храме Священного Писания, Пасхой в каждом новом году определяется счет гласов для распевов на рядовых (вседневных) службах, от Пасхи идет счет седмиц богослужебного года…

Просмотров: 6128
Комментариев: 0