+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Иерусалимские дневники: декабрь 1955 года. Часть 1
Просмотров: 2378     Комментариев: 0

Мы завершаем публикацию иерусалимских дневников Архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского), в 1955-1957 годах возглавлявшего Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. Это было непростое время — первое десятилетие возобновления присутствия Русской Православной Церкви на Святой Земле. И руководителю Миссии ежедневно приходилось решать множество вопросов (от бытовых до дипломатических). Это нашло отражение в дневниковых записях, но вместе с тем их наполняет светлое и радостное чувство, с которым совершал свое служение на Святой Земле Владыка Пимен. К сожалению, у редакции нет возможности опубликовать весь текст иерусалимских дневников — это заняло бы не один год, поэтому на страницах журнала появились только записи, сделанные Владыкой Пименом в 1955 году. Но спешим сообщить читателям, что полная версия дневников, проиллюстрированная фотографиями из личного архива их автора, вышла отдельной книгой в издательстве Саратовской епархии.

2.XII. Пятница. Занимался сортировкой полученных из редакции старых номеров ЖМП. Затем изучал доклад Кронгольда и составил по нему перечень недоуменных юридических вопросов, разбирал банковые документы за весь 1955 год. В 12 часов 30 минут поехал в Горний. Там исповедывал монахинь — в помощь отцу Исаии. Возвратившись, осматривал, как идет упорядочивание книг в библиотеке. Вчера начали ломать сарай у собора.

Архимандрит Пимен около Троицкого собора Русской Духовной Миссии4.XII. Воскресенье. Введение. Вчера служил всенощную в соборе вместе с отцом Владимиром. После всенощной была исповедь для паломниц. Сегодня отец Владимир поехал в Яффу, а я служил в Иерусалиме. В храме холодновато. Произнес проповедь на тему праздника. Служил молебен. Когда вернулась машина из Яффы, я с 4 монахинями и Белецким ездил на Сион. Снова осмотрел все тамошние святыни, смотрели на Старый Город, снимались.

5.XII. Понедельник. Встал, как обычно, в 6 часов 30 минут. Был у адвоката Кронгольда, напомнил ему, что скоро приедет отец Михаил, а у него за 2 месяца ничего не сделано по докладу. Осмотрели все [параграфы] доклада и выбрали оттуда то, что можно сделать в первую очередь. Беседовали два часа. По возвращении в Миссию разговаривал с отцом Владимиром по поводу полученного с Фавора письма католика-литовца. В это время пришла нахального вида женщина и настойчиво требовала, чтобы я у нее купил конверты и бумагу. После моего отказа (у нас очень много бумаги и конвертов) она стала кричать и укорять, что я не имею права отказать ей в помощи. Продолжала кричать. Пришлось ей пригрозить, что вызовем полицию. Она ушла с видом Екатерины Масловой.

6.XII. Вторник. Днем впервые за все время пришел в Миссию коптский архимандрит. Вручил ему фотографии, обещанные еще в Яффе. Угостил его кофе с коньяком и печеньем. Посидел он всего лишь полчаса, спешил к адвокату. Вечером я и отец Владимир ездили на прием к д-ру Варди, устроенный в честь митрополита Исидора. Мы приехали одни из первых. Присутствовали: митрополит, три греческих архимандрита, Ксантопулос и Лютфалла с супругами, д-р Вархафтик, д-р Кольби, губернатор Агрон, греческий консул Влахос, Кронгольд и другие лица. Пробыли там часа два. Возвращались домой под страшным ливнем.

7.XII. Среда. В 7 часов утра с матерью Гавриилой поехала наша машина в Тивериаду за матушкой Михаилой и матерью Анной. В Горний я не поехал. Ждал архимандрита Григория из Рамле, который так и не пришел. Вчера с Кронгольдом часа три прокопались в архиве, пересмотрели все, что можно было, но кушанов[1] не нашли (а может быть, Кронгольд в те минуты, когда я выходил, нашел их и спрятал?). Написал отцу Павлу письмо на немецком языке без помощи словаря и грамматики. Весь день идет дождь.

9.XII. Пятница. Утром стоял за обедней, ходил на почту, получил сразу три письма: из дома, от отца Владимира и от отца Анатолия. Ездил по делам в Рамат-Ган. Оттуда направился к отцу Филумену, который оказался больным желудком. Но все-таки он принял меня внимательно. Я подарил ему несколько снимков, где я и он в момент богослужения. Узнал у него адрес англиканского епископа. Оказалось, что он не епископ, а пресвитер (Джонс Алисон). Пригласил отца архимандрита в гости. Потом поехали искать этого пресвитера. Нашли. Я прошел к нему на третий этаж (рядом с церковью). Он извинился, что у него не очень уютно (ремонт). Вручил ему снимок, где он стоит в стасидии, а я служу в облачении. Он был очень рад вниманию и благодарил за снимок. Говорил я с ним по-немецки. Шоферу он сразу сказал в дверях: «Благодарю Вас». Это значит: не входи, обойдемся… Я рассказал о нашей церковной делегации, которая летом посетила Англию, и о лицах, участвовавших в ней и известных мне. Он сказал, что слышал об этом и радуется таким контактам. Я попросил у г-на Алисона какую-нибудь книжку об Англиканской церкви в Палестине. Он обещал поискать ее фотокопию (лежит где-то далеко), а дней через 10 он получит специальную брошюру о столетии Англиканской церкви в Палестине. Он сказал: «Вашу просьбу я не забуду». На мое приглашение посетить Миссию он ответил, что бывает в Иерусалиме редко, собор наш хорошо знает, живет в Иерусалиме уже 14 лет, но что при случае зайдет непременно — для поддержания добрых отношений с нашей Миссией. Он спросил о количестве духовенства у нас в Миссии и о количестве прочих сотрудников. Проводил он меня до самого выхода. На обратном пути заехал к отцу Григорию, чтобы тоже вручить ему снимки. Там оказался г-н Лютфалла, немного выпивший, который спросил про здоровье усатого Ксантопулоса, хвалил Абу-Ильяса, отца Михаила. После кофе с конфетами и получасовой беседы (отец Григорий тоже был навеселе) я уехал. По прибытии домой позвонил Ксантопулосу, поехал к нему с матерью Гавриилой. Он простудился, идя под дождем от д-ра Варди (а в моей машине не захотел тогда ехать!). Я подарил ему русскую шоколадку и вел беседу о возможностях поездки в Старый Город. Минут 40 беседовали. Вернувшись домой, сразу пошел в храм. Пели полиелей. Приложился к святым мощам Иакова Персиянина и простоял службу до конца. Затем скушал сразу весь свой обед и весь ужин.

11.XII. Воскресенье. Совершал богослужение в Яффе. Собралось молящихся 12 человек. Произнес проповедь о исцелении в субботу болящей женщины. Чай пили в домике. Дождь. Ездил с визитом к коптскому архимандриту Иоакиму-эль-Антони, который вместе с другим коптским священником принял меня очень любезно. Гроб ГосподеньКоптский храм похож на все греческие церкви. Храму около 100 лет. Архитектура арочная с массивными стенами. Имеется свой сад, который сдается на половинных началах (доход в месяц составляет около 400 фунтов). Имеется своя водонапорная башня и огромный колодец. Встретив меня и А. И. Гончарова, отец архимандрит угостил нас обычным восточным угощением, водил по комнатам, показывал залы, кабинеты с итальянскими картинами, многолетними драпировками и слоями вековой пыли. Осмотрели архиерейские апартаменты. Ежедневно у них служба не служится, по воскресеньям бывает около 25–35 человек молящихся. Резиденция Коптского Патриарха в Египте. В Израиле есть еще одна коптская церковь — в Назарете, которая была построена в 1949 году и тогда обошлась в 28 000 израильских фунтов, а теперь она стоила бы 100 000. В Назарете служат тоже два священника. Возле церкви похоронены епископы, строители этой церкви. Здесь мы с отцом архимандритом сфотографировались. После нежных прощаний и благопожеланий я поехал к армянскому архимандриту Бапкену. Прямо я как Чичиков в разъездах по помещикам. Но ничего не поделаешь — такова установка Московской Патриархии: побольше контактов, побольше тепла и дружбы. Архимандрит Бапкен, видимо, отдыхал или спал, появился в халате, потом переоделся и вышел в рясе. Осматривали портреты Патриархов-Католикосов, вспоминали общих знакомых (архидиаконов). Осмотрели церковь. Ей около 300 лет. Устроена она наподобие католических костелов, без иконостаса, престол у стены, в храме сидения, но есть много икон. Стиль храма не похож на армянский, но на арабский, что объясняется историческими причинами: преследовали турки и не следовало выделяться. Оттого и храм стоит в низине. Теперь в Палестине 5 армянских церквей (в Яффе, в Рамле — без священника, в Иерусалиме, на Сионе и еще где-то). В Яффе только один архимандрит Бапкен. Патриарху-Католикосу Вазгену I — 49 лет, он знает румынский и французский языки, окончил университет в Бухаресте. Эчмиадзинскому храму около 1600 лет. Его фото висит у архимандрита на стене. Во дворе мы увидели огромные мраморные капители от колонн, круги от колодцев со следами трения веревки. Вернулись в Русский сад, пообедали и отправились домой. Без меня приходил с визитом сирианский архимандрит Иаков с г-ном Вукмановичем. Их тут встретил и угостил отец Владимир. Они просили позвонить и прийти в гости. Я решил сделать это после ужина. Пошли к ним в ИМКА[2] вместе с отцом Владимиром. Там они нас встретили еще у входа в дом, провели в номер, угостили и вручили мне три книги: «История Коптской Церкви от I до V века»; «Общая история Коптской Церкви» на арабском языке и «Описание Коптской литургии» — на английском языке. Эти книги я просил у них еще раньше. Их Патриарх живет в Хомсе. На Востоке есть несколько сирианских епископов (или, что то же,— яковитских). Служат они у Гроба Господня не всегда, часто одновременно с греками, армянами или католиками, а в Великую Пятницу с 7 часов до 9 часов 30 минут ежегодно они служат самостоятельно. Они и подошедший секретарь их Патриархии г-н Мальк Ганнрджи говорили о беспорядках и драках у Гроба Господня и о том, как один сирианский епископ очень редкую рукопись (III века), манускрипт, продал в Америку за 1/2 миллиона долларов, а там ее продали за 1 миллион долларов. Вспомнили они и о том, что во многих греческих храмах на Святой Земле все самое ценное — из России (читают маленькое греческое Евангелие, а кладут его на огромное серебряное — русское).Вход в Кувуклию Гроба Господня, придел Ангела

12.XII. Понедельник. Утром мы с Ксантопулосом долго говорили по-гречески, по-английски, по-арабски и под «смесью». Я хотел позвать мать Гавриилу, но он сказал: «Не надо». В середине дня я ходил в банк по вопросу об оплате билета отцу Владимиру, а потом вместе с ним и Иоилем были в туристическом бюро «Пельтурс». Получили официальный счет на поездку отца Владимира через Неаполь на Баден-Баден.

13.XII. [Вторник]. Утром был в банке и на почте. Ездил к г-ну Ксантопулосу узнать о приезде архиепископа Венедикта. Пили кофе. По приезде в Миссию оказалось, что меня ждет католический священник отец Себастьян Франкен из Нотр-Дам де-Франс. Я пригласил его в кабинет. Оказалось, что он хорошо говорит по-русски. Со времени отъезда отца Поликарпа к нему перестал идти ЖМП. Я вручил ему все номера за 1955 год (по 2 экземпляра, так как он просил экземпляр для своего друга в Голландии). Взял номер его телефона, чтобы прийти осмотреть храм. Затем я поехал в Тель-Авив по поводу билета отца Владимира.

14.XII. Среда. Ездил в Горний с отцом Владимиром. Служил акафист. Произнес поучение на тему «Честнейшую Херувим…» и о чистоте в святом углу и о паутинах в церкви. Затем ходили смотреть рассыпавшиеся от дождей части каменной стены. Лазили с отцом Владимиром на колокольню, смотрели на окрестности. Снимался возле монастырского осла. В 13 часов приехал д-р Варди. Говорил с ним о разных религиях в Палестине и о еврейских сектах. Он сказал, что никогда не бывает в синагоге и что ему лучше молиться в христианском храме. Беседовали о книгах, касающихся Святой Земли. Вечером пришли 3 раввина и секретарь Верховного раввина. Они просили ходатайства о возможности их приезда в сентябре 1956 года в город Умань, где похоронен известный раввин Нахман, живший свыше 150 лет тому назад. Его почитают пророком, изучают его книги. Он перед смертью говорил, что кто приедет к нему на Новый год на гроб, он того вытянет из ада за пейсы. От чая и других угощений они отказались. Сидели в шляпах и пальто. Я пообещал сделать для них то, что от меня зависит. Приготовленные угощения мы с Иоилем скушали: чай, фрукты, коньяк, печенье (коньяк я не пил).

15.XII. Четверг. Был в Яффе. Отдал Сереже и Грише их снимки. После посещения банка, почты и «Пельтурс» поехал в Тель-Авив оформлять чеки для оплаты билета отца Владимира. По возвращении в Иерусалим оказалось, что дважды приходил г-н Ксантопулос по поводу разговорчиков Дамиана, дошедших до г-на Влахоса, будто бы я запретил грекам приходить в Миссию. Был у Ксантопулоса. Не застал его дома. Вечером он сам пришел ко мне. Все выяснили. Какую чушь могут люди выдумать! Целый день идет дождь, пасмурно, сыро.

16.XII. Пятница. Мы с отцом Владимиром пошли в Нотр-Дам де-Франс, предварительно позвонив по телефону. Нас встретил отец Себастьян и другой монах с черной бородой. Отец Себастьян повел нас на крышу, с которой мы смотрели на Старый Город, видели купол храма Гроба Господня. Кругом — руины, проволока, мешки с песком. Это — граница и нейтральная зона. Половина дома разбита снарядами. Прошли в церковь. На стенах роспись из истории Крестовых походов и из истории Франции. Здесь я сделал несколько снимков. Внешность храма отделана великолепно. На хорах стоит фисгармония. Всего здесь 9 алтарей (два на хорах, два под хорами, три в главной части и два по бокам). В помещении библиотеки нам предложили угощение. Отец Себастьян 4 года служил диаконом в греко-католической церкви в Голландии. Он даже спел нам по-русски «Богородице Дево…», «Благослови, Владыко», «Миром Господу помолимся», а также спел тон: до – соль – ми – до. Поговорили немного о духе, душе и теле и расстались.

В этот же день я ездил в бюро г-на Ксантопулоса, где виделся с архиепископом Венедиктом, который был очень приветлив и дружественно настроен. Появился кофе. Тут же оказался отец Игнатий, которого я затем повез в Катамон. Разговаривал я без переводчика, по-гречески (конечно, плохо), так как Дамиан тут хотя и был, но его попросили уйти (!). Это после его клеветы, что я будто запретил грекам ходить в Миссию. Весь вечер подготавливал бумаги к годовому отчету. После ужина вместе с Георгием Михайловичем занимался переводом первых страниц брошюры «Сирианская православная литургия».

17.XII. Суббота. Святой мученицы Варвары. Пел за обедней. После завтрака пошли с отцом Владимиром в ИМКА к отцу Иакову. Его не оказалось (болен). Г-н Мальк встретил нас, водил по всему зданию. Осмотрели комнаты, молитвенные помещения, археологический кабинет, классы, библиотеку. Лазил на башню, смотрел на Старый и на Новый Иерусалим. Видели колокола и машину наподобие фисгармонии, при помощи которой звонят[3]. Потом, по приглашению г-на Малька, нанесли визит протестантскому пресвитеру — заместителю генерального секретаря ИМКА, а потом пришел и сам генеральный секретарь. Нам предложили кофе, подарили 2 молитвенника и 2 картинки: лицо Спасителя, нарисованное во время войны для солдат. Беседа на церковные темы продолжалась минут 30. Вопросы касались жизни Русской Духовной Миссии, истории YMCA. По просьбе хозяев я сделал запись в книге почетных посетителей: «YMCA посетили 17.XII.1955 года представители Русской Духовной Миссии Московской Патриархии. Да благословит Господь Бог все те добрые начинания организации YMCA, которые ведут к установлению прочного мира Божия на земле». Интересно, что предшествующая запись была сделана кем-то в октябре сего года. Значит, два месяца эту книгу никому не предлагали. Днем в Миссию приходил г-н Балобасов. Я выдал ему удостоверение о расторжении его брака. Вечером был на приеме в Российском Палестинском обществе.

Архиепископ Пимен (Хмелевской)
Журнал "Православие и современность" №9 (25) 2008  г.


[1] «Кушаны» — документы на владение земельными участками.

[2] ИМКА, или YMCA (Young Men's Christian Association — Христианская Ассоциация Молодых Людей),— одна из крупнейших молодежных организаций в мире, основана в Лондоне в 1844 году Джорджем Вильямсом и в настоящий момент насчитывает около 30 млн участников в более чем 130 странах мира. В России YMCA зарегистрирована в 1998 году и известна, в первую очередь, своей издательской деятельностью (Париж: YMCA-Press).

[3] Речь идет о карильоне — музыкальном инструменте, который посредством часового механизма или ручной клавиатуры приводит в движение колокола в католических храмах.

Еще материалы по теме:

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.