Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Неделя о Страшном Суде
Просмотров: 3971     Комментариев: 0

Егда приидеши, Боже, на землю со славою, и трепещут всяческая, река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются,

и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго, и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие Праведнейший.

Кондак в Неделю о Страшном Суде

Задолго до начала Великого поста Церковь начинает готовить верующих к вступлению на поприще духовных трудов. Святую Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные недели: Неделя (без седмицы) мытаря и фарисея, седмицы и Недели: о блудном сыне, мясопустная, или о Страшном Суде, и сыропустная. В Неделю о мытаре и фарисее в евангельской притче указывается на корень греха — гордыню; в Неделю о блудном сыне раскрывается милость Божия к кающемуся грешнику, а в Неделю о Страшном Суде Церковь в воскресном евангельском чтении напоминает о том, что каждый из нас однажды, представ перед Судией Праведным и Нелицеприятным, даст ответ за все свои дела и поступки, за все намерения и даже помыслы. В этом году Неделя мясопустная приходится на 27 февраля.

Частный суд

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16, 22).

Пожалуй, самый важный урок в жизни христианина — это урок умирания. Смерть подытоживает, ставит точку в земных делах человека, подводит под ними черту. Конечность земного бытия пугает и трезвит одновременно. Помни час смертный — и вовек не согрешишь,— говорили святые отцы. Но для христианина страшна не сама смерть, потому что Спаситель победил (попрал) ее Своим воскресением, а то, что ждет человека за этим порогом. Поэтому Церковь в Неделю о Страшном Суде напоминает верующим, в первую очередь, не о самой смерти, а о том, что действительно важно и, без преувеличения, страшно,— о посмертном воздаянии.

В учении Православной Церкви есть такое понятие, как «частный суд». Ему подвергается душа каждого человека индивидуально после телесной смерти. В церковном предании существует учение о так называемых мытарствах, которые проходит душа по разлучении с телом. Наиболее подробно о мытарствах излагается в слове «О исходе души» святителя Кирилла Александрийского и в рассказе о воздушных мытарствах блаженной Феодоры, который мы встречаем в житии преподобного Василия Нового.

На основании повествований Предания можно сказать, что по разлучении души с телом ее окружают добрые Ангелы и злые мытари-обличители — демоны; первые готовы препроводить ее к Небу, а вторые— к месту мучений. Мысль сказаний о мытарствах заключается в том, что душе дается помощь в деле нравственного самосознания и самоосуждения при посредстве духовных сил— света и тьмы, которым Бог попускает действовать как орудиям Своего правосудия, как пишет догматист иерей Олег Давиденков.

Какова же участь праведников и грешников после частного суда? В Послании Восточных Патриархов («О мздовоздаянии после частного суда») сказано: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телом, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно».

Второе Пришествие

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним,

тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы… (Мф. 25, 31–32)

Перед Страшным Судом совершится второе Пришествие Христово, которое, в отличие от первого, будет со славою и величием. Сопровождать Христа будут Ангелы, а встречать все люди — как застигнутые в живых, так и воскресшие из мертвых. Перед вторым Пришествием произойдет всеобщее воскресение когда-либо живших на земле людей. Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! (Ис. 26, 19) Усопшие воскреснут в особых преображенных телах, оставшие­ся в живых мгновенно изменятся. …Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15, 42–44).

После всеобщего воскресения Господь станет вершить Свой праведный и нелицеприятный Суд.

…И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов…(Мф. 25, 32) Овцы будут поставлены «одесную», то есть справа, так как нахождение справа от правителя означало особое к нему приближение, великую честь и милость. Козлы же, или, как говорится в славянском тексте, козлища, будут поставлены «ошуюю», то есть слева, в знак немилости и осуждения.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 34–36).Как видно из евангельской картины Страшного Суда, Царство Небесное праведники наследуют за дела любви и милосердия.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…(Мф. 25, 41) Огонь здесь изображает высшую степень мучения. Этот образ заимствован от понятия геенны огненной — большой долины к юго-западу от Иерусалима, где во время уклонения иудеев в идолопоклонство совершались чудовищные жертвоприношения и куда впоследствии свозились нечистоты и трупы казненных. В долине постоянно горел огонь, как зачастую горит он сейчас на городских свалках, поэтому это место и получило название геенны огненной и стало служить образом вечного мучения грешников.

Суд Господень страшен еще и тем, что решение об участи грешников будет окончательным. Вопреки существующим лжеучениям, муки их не будут иметь конца, потому что грешники сами, добровольно отверг­ли Бога и отдалились от Него.

Столь же вечным и нескончаемым будет блаженство праведников, которые в земной жизни всеми своими силами стремились быть с Богом, жить по Его заповедям.

Забытый чин

Неделя мясопустная в Древней Руси отмечалась совершением в кафедральных соборах торжественного и умилительного «Действа Страшнаго Суда», которое в настоящее время вышло из богослужебной практики. Этот чин был принесен на Русь из Греческой Церкви. Когда и кем было установлено совершение этого чина на Руси — доподлинно не известно, несомненно лишь, что действо Страшнаго Суда вошло в богослужебную жизнь в первой половине XVII столетия в Москве, Новгороде, Вологде. В Моск­ве его совершал сам патриарх, часто в присутствии царя. В царствование Петра I служение этого чина прекратилось: патриарх Адриан отправлял его в последний раз в 1697 году. Действо Страшного Суда совершалось за алтарем, реже — в самом храме. Чин этот состоял в пении стихир, чтении паремий, водоосвящении, чтении Апостола, чтении Евангелия, погружении креста в воду патриархом и омытии освященной водой икон, великой ектении и осенении предстоявших крестом. Главное в действе было чтение Евангелия о Страшном Суде.

Чин действа Страшного Суда сохранился в новгородском рукописном Чиновнике XVII века, хранящемся в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной Академии, и в некоторых других редких источниках.

Побуждение к покаянию

Милостиве Господи, помилуй нас в день суда Твоего

В жизни Церкви нет ничего напрасного и случайного. Не случайно и то, что воспоминание о Страшном Суде Церковь приводит именно перед Великим постом, ведь это время, когда все располагает верующих к работе над собственным сердцем. Напоминается нам о грядущем воздаянии в первую очередь для того, чтобы побудить к покаянию и стяжанию добродетелей. На какие же дела покаяния и исправления жизни особо обращается внимание? На те, о которых мы слышим во время евангельского чтения: …Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 35–36).

Отсюда становится понятно, что Господь произнесет суд Свой преимущественно по делам милосердия, а они, в отличие от каких-то особых духовных подвигов, доступны для всех. Кто может сказать, что не имел возможности напитать алчущего, посетить больного и заключенного? Пост же телесный ценен настолько, насколько способствует делам милосердия.

«Господни разумевше заповеди, тако поживем: алчущия напитаим, жаждущия напоим, нагия облечем, странныя введем, болящия и в темнице сущия посетим; да речет и к нам Хотяй судити всей земли: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие!»

Подготовил Денис Каменщиков

"Православная вера", № 4 (432), февраль, 2011 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.