+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Жившие с нами на одной земле
Просмотров: 1160     Комментариев: 0

Священномученик Петр Карагандинский

(память — 2 ноября по новому стилю)

Священномученик Петр Карагандинский (Петр Андреевич Кравец) родился в 1885 году в городе Николаевске Самарской губернии (ныне это город Пугачев Саратовской области). В 1907 году он окончил фельдшерскую школу, но до самого начала Первой мировой войны был продавцом у купца-мануфактурщика в родном городе. Затем был призван на фронт и до 1918-го служил фельдшером на Германском фронте. Затем последовала служба в рядах Красной Армии — до 1923 года.

Еще находясь в Армии, Петр Андреевич Кравец был рукоположен во диакона. Произошло это в саратовском Свято-Троицком соборе. На служение он был направлен на родину, в Николаевск.

Первый раз отец Петр был арестован в 1923 году в Николаевске за «принадлежность к церковной общине Тихоновской ориентации», но реальной причиной ареста была его активная борьба с обновленчеством. Диакон Петр был помещен в николаевскую тюрьму и в заключении провел две недели. В 1920-е годы он еще дважды арестовывался в Саратове (второй раз в 1926 году по обвинению в «антисоветской агитации», ст. 58-10 УК РСФСР), но не осужден.

В 1930 году митрополитом Саратовским Серафимом (Александровым) отец Петр был назначен на должность псаломщика в саратовский храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. В документах содержится упоминание о том, что владыка Серафим возвел диакона Петра в сан протодиакона, но где и когда это произошло, неизвестно. При своем переводе в августе 1933 года на Казанскую кафедру митрополит Серафим взял своего протодиакона с собой. В Казани будущему святому было определено служить в Богоявленской церкви.

5 марта 1935 года отец Петр был арестован в Казани и 13 сентября того же года Особым Совещанием при НКВД СССР осужден по ст. 58-10 УК РСФСР. Он обвинялся в том, что «систематически вел антисоветскую, антисемитскую агитацию, распространял провокационные, пораженческие слухи, через своего сына проводил дезорганизаторскую деятельность среди учащихся и внедрял сочувственные настроения к терактам над членами советского правительства». Он был приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере и направлен в Карагандинский лагерь НКВД.

19 сентября 1937 года протодиакон Петр Кравец был арестован в Карлаге на основании того, что он «...входил в группу бывших священников, что и Никольский, распространял слухи, что их направили в “Тартаул” специально для гибели заключенных». Кроме святого Петра и священномученика Леонида Никольского по этому делу было осуждено еще восемь священнослужителей и один мирянин. В предъявленном обвинении отец Петр виновным себя не признал, но не отрицал факта исполнения молитвенных песен собственного сочинения перед верующими. Решением Тройки при УНКВД по Карагандинской области от 31 октября 1937 года все одиннадцать новомучеников были осуждены по ст. 58 (пункты 7, 10, 11) и приговорены к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение три дня спустя, 2 ноября.

28 апреля 1989 года святой Петр был реабилитирован по делу 1937 года прокуратурой и Управлением КГБ по Карагандинской области, а 23 марта 1990 года — по делу 1935 года. 20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, протодиакон Петр Кравец был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Преподобномученик Софроний Тверской

(память — 3 ноября по новому стилю)

Преподобномученик Софроний (Софроний Харитонович Несмеянов) родился 11 марта 1870 года в селе Хрущевка 2-го округа Области Войска Донского в крестьянской семье. Его родной брат Климент стал священником. До того, как ступить на духовное поприще, Софроний Харитонович проходил военную службу в артиллерийской бригаде в городе Бендеры, работал плотником на машиностроительный завод Гартмана. В 1908 году, оставив свою профессию, он поступил послушником в Царицынский Свято-Духовский монастырь Саратовской епархии, где был пострижен в иночество с оставлением прежнего имени. Вскоре он был назначен экономом. В 1910 году епископ Саратовский и Царицынский Алексий (Дородницын) взял его к себе келейником и рукоположил в сан иеродиакона. Через пять лет отец Софроний был рукоположен в иеромонаха епископом Петровским Дионисием (Прозоровским), викарием Саратовской епархии, и определен к одному из храмов Саратова.

В 1917 году иеромонах Софроний прожил несколько месяцев в Хвалынском монастыре, а затем был командирован в миссионерскую школу села Подлесное, где прожил до середины 1918 года. Примерно через полгода отец Софроний ушел на юг России и поступил в Добровольческую армию Деникина полковым священником. После разгрома Белого движения решил остаться в России. В 1920 году поступил на подворье Георгиевского Балаклавского монастыря в Екатеринодаре, после закрытия которого служил на приходах, а в 1924 году вернулся в Саратов. Здесь он получил назначение в храм села Старая Яблонька. В 1925 году он был переведен в храм села Самодуровка, а вскоре после этого — в село Казаковку. Завел в своем приходе регулярные уроки Закона Божиего, за что в был арестован и судим, но, видимо, оправдан. После этого иеромонах Софроний вынужден был перейти в храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Юрьевка Вольского уезда (ныне — Балтайского района).

Отец Софроний боролся с обновленцами. Там, в 1927 году по благословению архиепископа Саратовского и Петровского, священномученика Фаддея (Успенского) , ездил в Москву, где у Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) получил копии документов, подтверждавших, что Московская Патриархия, а не обновленцы признаются Восточными Патриархами в качестве канонической Российской Церкви. С этими документами на руках будущий святой сумел дать достойный отпор обновленческой пропаганде в Вольском викариатстве. На Сретение 1928 года по доносу обновленческих священников соседнего села Большие Озерки иеромонах Софроний был арестован и препровожден в Вольский исправдом. Напуганный протестами прихожан храма в Юрьевке, начальник Вольского ГПУ распорядился этапировать батюшку в Саратов, где отец Софроний содержался под стражей в губернском изоляторе. Виновным он себя не признал. Обвинительное заключение по «делу Несмеянова С.Х.» было рассмотрено Особым совещанием при Коллегии ОГПУ, которое 17 августа 1928 году постановило освободить священника из-под стражи, так как «инкриминируемое ему обвинение не установлено».

После освобождения иеромонах Софроний служил в храме села Улыбовка, где снова был арестован 29 декабря 1930 года по обвинению в антисоветской агитации и 14 февраля 1931 года приговорен к высылке в Северный край на три года. По возвращении из ссылки работал сторожем в Свято-Троицком храме Вольска, а в 1935 уехал в Тверь к архиепископу Фаддею, который назначил его в храм села Рождественское Кашинского района. Служил отец Софроний также в селах Ульянова Гора и Лозьево Бежецкого района.

22 сентября 1937 года иеромонах Софроний был арестован по обвинению в антисоветской агитации и подготовке террористического акта против председателя Лозьевского сельсовета. Священник мужественно держался на допросах, виновным себя не признал, не оговорил ни себя, ни других. К нему были применены пытки, но и это не сломило дух отца Софрония. На протоколе последнего допроса он своей рукой написал: «От подписи протокола отказываюсь». 1 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила иеромонаха Софрония (Несмеянова) к расстрелу, а 3 ноября приговор был приведен в исполнение.

20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, иеромонах Софроний (Несмеянов) был причислен к лику святых.

Священномученик Емилиан Рождественский

(память — 5 ноября по новому стилю)

Святой Емилиан родился 5 августа 1882 года в селе Старая Полтавка Новоузенского уезда Самарской губернии (ныне — районный центр Волгоградской области) в семье крестьянина Антона Гончарова. Окончил в 1904 году учительскую семинарию во Владимире. С 1914 года Емельян Антонович исполнял послушание псаломщика. В 1921 году был рукоположен в сан диакона и затем в сан священника.

Вначале он служил в храмах Саратовской епархии. В 1932 году знакомый отцу Емелиану священник Константин Сперанский предложил ему перевестись в храм Рождества Христова в селе Рождествено Ново-Петровского района Московской области, где он сам когда-то служил и где теперь умер священник. Отец Емелиан согласился и, получив благословение священноначалия, начал служить на новом месте.

7 октября 1937 года власти арестовали священника и заключили в тюрьму в городе Волоколамске. При обыске в амбаре, который ранее принадлежал церкви, а ко времени служения здесь отца Емелиана стал принадлежать школе, было найдено двадцать пять патронов к винтовке. На основании того, что священника видели заходившим в этот амбар, ему приписали хранение этих патронов и участие в контрреволюционной деятельности. В тот же день в качествен свидетеля был вызван на допрос председатель сельсовета, который сказал: «В августе 1937 года священник, придя в сельсовет, говорил: “Почему вы мне не разрешаете ходить с иконами по домам верующих? В конституции пишут, что можно ходить, а вы не разрешаете”. Тогда я ему ответил, что без справки от врача мы вам не разрешим. На эти слова Гончаров заявил: “Советская власть выпустила конституцию для обмана народа, в конституции пишут одно, а на деле делают другое”». Конечно же, отец Емелиан отрицал, что был членом конттреволюционной группы и вел контрреволюционную деятельность…

3 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Емелиана к расстрелу, а 5 ноября священник был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви иерей Емилиан Гончаров был причислен к лику святых.

Священномученик Владимир Московский

(память — 5 ноября по новому стилю)

Священномученик Владимир Московский (Владимир Амбарцумович Амбарцумов) родился в 1892 года в Саратове, в лютеранской семье. Начальной образование он получил в московской Петропавловской гимназии, где увлекся физикой. В 1913 году поступил на физико-математический факультет Берлинского университета. В июле 1914-го вернулся в Россию и поступил на физико-математический факультет Московского университета.

В Москве Владимир Амбарцумович стал членом Христианского Студенческого Кружка и перешел из лютеранства в баптизм. В 1916 году женился на Валентине Георгиевне Алексеевой, которая тоже состояла в Кружке.

Во время Гражданской войны из-за голода в Москве семья Амбарцумовых переехала в Самару. Здесь Владимир Амбарцумович работал в музее (1919 – 1921) В 1921 году был арестован, препровожден в Москву, где освобожден под подписку о невыезде.

В столице Владимир Амбарцумов оставался организатором и бессменным главой до запрета в 1924 году центрального комитета Христианских Студенческих Кружков в России. Работал физиком в институте, секретарем инженерной секции союза коммунальников, давал частные уроки.

В начале 1926 года под влиянием протоиерея Валентина Свенцицкого Владимир Амбарцумович перешел в Православие, стал прихожанином церкви святителя. Николая «Большой Крест». По рекомендации отца Валентина 4 декабря 1927 года в Преображенском соборе города Глазова священноисповедником Виктором (Островидовым)  рукоположен в сан диакона, 11 декабря — во иерея. С 1927 до 1930 года являлся настоятелем храма святого равноапостольного князя Владимира, с 1930 по 1932 — настоятелем храма во имя святителя Николая у Соломенной Сторожки. Духовником отца Владимира был архимандрит Даниловского монастыря преподобный Георгий (Лавров; †1932, на Архиерейском Соборе 2000 года причислен к лику святых).

В 1931-32 годах служил на частных квартирах. В 1932 году вышел за штат, так как сомневался в каноничности местоблюстительства митрополита Сергия (Страгородского), но канонического общения с Московской Патриархией не разорвал.

5 апреля 1932 года отец Владимир был арестован по сфабрикованному в НКВД «делу Московского филиала Истинно-Православной Церкви». В июле того же года был приговорен по ст. 58 (пункты 10 и 11) к трем годам ссылки в Западную Сибирь условно. Освобожден по ходатайству Академии Наук СССР, где в это время работал.

9 сентября 1937 года арестован в селе Никольско-Архангельское Московской области. На допросах проявил твердость в исповедании веры, обличал безбожную власть, не назвал никого из своих знакомых. 3 ноября Тройкой УНКВД приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор был приведен в исполнение на Бутовском полигоне НКВД 5 ноября.

По завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года протоиерей Владимир Амбарцумов был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских.


Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.