+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+
Алексеевка: присутствие святого Иоанна
Просмотров: 1638     Комментариев: 0

Когда приезжаешь в Алексеевку Хвалынского района, в Иоанновский женский монастырь, первое впечатление легко выражается одним словом: красота! Но — только первое.

Противоположного берега Волги не видно. Волны шумят, как морские, и лижут прибрежные камни. Купола белоснежного монастырского храма на утреннем солнце горят золотом. Березы шепчутся с волжским ветерком, молодые липы набирают силу, можжевельник выставил лиловые шишки — свечи, желтые ирисы отражаются в воде пруда, в его глубине мельтешат красно-золотые рыбки. Я навожу объектив на парящую в воде лягушку и прошу ее: «Улыбнись!». Матушка Еликонида смеется.

Но нет, конечно, это не просто «райский уголок». Это место, где все — и местные жители, и паломники, и, конечно, сестры обители — ощущают живое присутствие святого праведного Иоанна, пастыря Кронштадтского и всея Руси.

— Нас здесь совсем немного,— говорит настоятельница обители игумения Еликонида,— и мы никогда не справились бы с той ношей, которую приходится нести,— монашеское правило, служба в храме, всевозможные послушания по хозяйству, сад, огород, масса гостей и паломников, если бы не постоянная помощь батюшки Иоанна, если бы не его молитва за нас. Мы это чувствуем совершенно отчетливо.

В монастырском храме — большая, специально заказанная и написанная икона Кронштадтского пастыря. Сколько молитв она уже слышала и сколько благодарных слов! Сюда, в Алексеевку, стремятся паломники из Саратова, Хвалынска, Балакова, Вольска, Самары и Самарской области, были гости из Владимира, Тулы, других городов. Часто приезжают семьи с детьми, группы из людей с ограниченными возможностями здоровья — и те, и другие требуют особой заботы. Много православного народа собирается здесь на престольный праздник обители, на великие двунадесятые праздники. И вряд ли кто-то уезжает неутешенным.

— Батюшка Иоанн удивительным образом ведет человека по жизни,— продолжает настоятельница,— иной наш гость сам себе не может объяснить, почему его вдруг потянуло именно сюда: он просто почувствовал некую потребность. Потом он покидает Алексеевку, но его встреча со святым праведным Иоанном продолжается: например, он долго ищет в незнакомом городе храм, а когда, наконец, находит — это храм именно Иоанновский; или — какое-то счастливое событие по молитвам к святому совершается именно в день его памяти. Люди пишут, звонят, рассказывают нам об этом.

Святой праведный Иоанн Сергиев, Кронштадтский пастырь, посетил Алексеевку в июле 1894 года, во время своего путешествия по Волге. Вот как ярко рассказывают об этом «Саратовские епархиальные ведомости»:

«Второго июля в 8 часов вечера была получена телеграмма, что о. Иоанн Кронштадтский 3-го числа, проездом из Саратова до Самары, будет в селе Алексеевка и намерен отслужить утреню и Литургию в местном храме. Такое неожиданное известие до того поразило жителей Алексеевки, что многие из них сначала не хотели верить сему. "Мыслимое ли дело, говорили они, чтобы тот, который не удостаивал своим посещением города, несмотря на их просьбы, мог прибыть в наше село"?

Между тем весть о приезде о. Иоанна Кронштадтского быстро понеслась по селу, наполняя неподдельною радостью сердца обитателей его. Многие плакали и со слезами на глазах громко взывали: "Господи, откуда это нам, за что Ты посылаешь нам, грешным, такую благодать"? Всюду заговорили про великого гостя, многие пришли к батюшке посоветоваться, как бы лучше встретить его. <…>

На следующий день рано утром, в 4-­м часу еще, народ стал собираться к храму и здесь располагался в две линии по тому направлению, откуда должен был проехать о. Иоанн. <…> Священник с представителями общества с. Алексеевки отправился на пароходную пристань, отстоящую от села почти в двух верстах.

В 6-­м часу приехал с пароходной пристани нарочный и велел звонить к утрене, сказав, что о. Иоанн Кронштадтский приехал. Когда раздался первый благовест большого колокола, то невольно дрогнули сердца всех присутствующих и, набожно крестясь, все с сияющей на лицах радостью говорили: "Слава Богу, приехал о. Иоанн Кронштадтский". Пошло движение в народе, каждый, толкая и тесня другого, старался занять место повыгоднее и повиднее, каждому хотелось стать поближе к дороге, чтобы лучше рассмотреть о. Иоанна, но вот по дороге показался передовой (верховой жандарм), а за ним и тройка…

Заколыхалась масса народа, как бы гул прошел по ней, с одного края до другого, и пронеслось: "Едет, едет!.." Затем наступила мертвая тишина… все как бы замерли, опасаясь, как бы не проглядеть дорогого гостя. Стоявшие впереди, встретившие о. Иоанна, не хотели оставаться на месте, но устремились за ним. Чем ближе приближался о. Иоанн к церкви, тем более росла толпа сзади его. Никому не хотелось отстать, почтенные старички и старушки и те позабыли про свою дряхлую старость, и они тут же в толпе, среди своих сынов и внуков бежали, не отставая от них.

Когда поезд остановился, густой толпой окружили крестьяне о. Иоанна и, не сводя с него глаз, с умоляющим видом просили у него благословения. Весело и бодро вышел он из экипажа и благословлял всех подходивших с сияющим и радостным лицом, взошел в храм и, помолившись здесь, ласково приветствовал присутствующих словами: "Мир всем, дорогие мои, братия и сестры!". <…>

Невыразимо сильное впечатление на молящихся о. Иоанн произвел чтением перед царскими вратами канонов Троице и рядовых воскресных. Это было не простое чтение, а живое, восторженное прославление Бога, соединенное с плачем о греховности человеческой природы. Во время чтения душа внимательного христианина приходила то в восторг и умиление, то падала под гнетом сознания своей греховности, то снова возбуждалась и восторгалась, то опять повергалась в слезный плач о своих грехах… и такое возбужденное состояние молящихся продолжалось во все богослужение. <…>

После Литургии о. Иоанн с крестом в руках вышел к народу и, подпуская ко кресту, сказал краткую и глубоко прочувствованную речь.

"С праздником Светлаго Христова Воскресения поздравляю вас, братия и сестры,— так начал свою речь о. Иоанн.— Светлая радость заметно играет на ваших лицах. Я желаю и молю Бога, чтобы радость ваша была чиста и свята…"»

В репортаже рассказывается также о том, с какой духовной силой, с каким призывом любви обратился отец Иоанн к раскольникам-старообрядцам, которых в этих краях обитало немало и которые тоже пришли посмотреть на знаменитого пастыря; и о том, как этот пастырь обнял и поцеловал старообрядческого старшину после того, как тот попросил о нем помолиться.

Надо сказать, выглядела Алексеевка тогда совсем не так, и храм был не там, где сегодня. В 1967–1968 годах воды Саратовского водохранилища поглотили много суши, и половина Алексеевки ушла под них — включая то место, где стояла старая Сергиевская церковь, к тому времени уже разрушенная. Кстати, с этим храмом связано имя еще одного святого: священномученик Владимир Пиксанов, убитый красноармейцами в 1918 году, в молодости служил здесь псаломщиком и вел миссионерскую работу среди раскольников-старообрядцев.

Строительство нового храма — а вернее, целого храмового комплекса — в хвалынской Алексеевке началось в 2006 году тщанием уроженца здешних мест, видного политика, ныне председателя Государственной Думы Вячеслава Володина. До 2013 года здесь было подворье саратовского Свято-Алексиевского женского монастыря. 14 июня 2013 года, в день прославления святого праведного Иоанна, пастыря Кронштадтского, согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви подворье преобразовано в Иоанновский женский монастырь, а насельница Свято­Алексиевской обители монахиня Еликонида (Лысенко) стала игуменией. Тогда же состоялся иноческий постриг трех первых насельниц новоосвященной обители. Сейчас в монастыре семь сестер, есть небольшой местный приход.

 

***

Мы с игуменией Еликонидой ходим по территории монастыря, и она рассказывает мне о каждом деревце. И я начинаю понимать, какого труда стоил этот райский уголок — и сестрам-монахиням, и их добровольным помощникам, которые, слава Богу, всегда находились. Дело в том, что почва здесь — сплошной камень, и, чтобы посадить дерево, нужно раздолбить камень, выкопать яму, засыпать ее грунтом, и уж потом сажать.

— Если не все, то многие наши паломники принимали участие в этом труде, каждый из них внес посильную лепту. Есть у нас замечательные помощники из местных жителей. И ребята из Алексеевского интерната — тоже наши друзья: мы проводим с ними беседы, показываем фильмы духовного содержания, они приходят на все наши праздники и помогают нам, чем могут. Не раз приезжали группы студентов из Саратова.

Трудно вырастить сад на камне, но самое трудное — не это. Самое сложное — изо дня в день разбивать камень собственной души и взращивать нового внутреннего человека. Бороться со страстями в себе — и думать, как относиться ко страстям ближнего, который, по сути, такой же человек, как и ты. Люди ведь приходят в монастырь из мира, каждый со своими болями, травмами, проблемами…

— А в монастыре главное — не отдельное какое-то послушание исполнить, посуду, скажем, помыть или грядки прополоть — а жить в послушании постоянно. Это нелегко. Человек уверяет, что готов отсечь свою волю… Но стоит сказать: «Сделай вот так»,— и в ответ слышишь: «Нет, я так не могу, я лучше сделаю  иначе». Недаром же говорят: если бы все заранее знали, как трудно жить в монастыре, никто бы туда не пошел; а если бы все знали, сколько радости дарует Господь монашествующим, то все пошли бы…

— Что же это за радость?

— Радость — ощущать близость Бога, Пресвятой Богородицы и святого праведного Иоанна Кронштадтского. Радость — видеть, что сестра преодолевает свои страсти, свои немощи, борет в себе ветхого человека, со слезами просит прощения за свои проступки. Причина этому — Божья благодать, преображающая и врачующая, привлекаемая смирением пред Богом и людьми. Человек осознает свою немощь и понимает, что заступничеством Пресвятой Богородицы, по молитвам нашего небесного покровителя всероссийского батюшки Иоанна, побеждает Сам Господь, Его любовь — именно она преображает человека.

Мы снова говорим о святом праведном Иоанне, о том, что поражает нас в нем больше всего; в этом мы с игуменией Еликонидой совпадаем:

— Книга с его житием и описанием чудес, происходивших по его молитвам, попала мне в руки в самом начале моего воцерковления,— вспоминает моя собеседница,— до этого мне казалось, что вершин святости достигают только монахи, те, что ушли от мира в пустыню и там, в тишине, в безмолвии несут свои аскетические подвиги. А тут — «белый» семейный священник, живший в самой гуще мира, всегда окруженный людьми — и достиг такой любви, такого дара молитвы и благодатной помощи людям…

Он был обыкновенный священник, говорю в ответ я. И делал то, что должен делать каждый священник: служил, молился, учил, помогал людям. И все это делал в полную меру, до предела своих возможностей, не щадя себя. Это и стало его восхождением к святости. И разве это не пример для каждого из нас, монаха и мирянина?..

 Газета «Православная вера», № 11 (679), июнь 2021 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Мы в осеннем Аткарске: он пламенеет рябинами и звенит золотыми кленами. Перед нами — небольшой старый дом с забором и заросшим травою двориком. На стене — временная табличка: «Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии». Память этих ранних — II век по Рождестве Христовом — страдалиц и исповедниц Церковь совершает 30 сентября. В этот день в стенах бывшего жилого дома, а ныне храма совершается первая Божественная литургия.

Просмотров: 196
Комментариев: 0

Еще не рассвело. Мокрая метель разбивается о лобовое стекло, вдоль дороги громоздятся сугробы, призраками возникают деревья. В свете фар появляется вдруг заяц­-беляк и, вместо того чтобы убежать, скачет впереди машины по самой дороге: батюшке приходится тормозить, чтоб ушастый не попал под колеса. Мы едем в село Иваново‑Языковка Аткарского района; по субботам священник Георгий Полушкин совершает Божественную литургию там, по воскресеньям — в Ершовке, а в седмичные дни — в Аткарске, в храме Архангела Михаила

Просмотров: 993
Комментариев: 0

Ранним воскресным утром, то есть именно тогда, когда в храмах готовятся к совершению Божественной литургии, волонтеры миссионерского отдела Саратовской епархии совершенно безвозмездно на личном транспорте в любую погоду едут туда, где Евхаристию, к сожалению, совершить некому: храм (хотя бы приспособленное помещение) есть, и верующие люди есть, но нет постоянного священника

 

Просмотров: 2665
Комментариев: 0

Молочно-желтый с небесно-синими куполами, этот маленький сельский храм всем светит издалека — особенно когда кругом снег. Напротив него — большой деревянный крест: это место старого Покровского храма, многострадального и, в конце концов, сгоревшего. А в новом Покровском храме села Максимовка удивительно чисто, тепло и уютно. Он очень домашний, этот храм — в добром, совершенно не принижающим его предназначения смысле слова. Для максимовских прихожан это действительно второй дом — дом их душ

Просмотров: 2985
Комментариев: 0

«Эй султи Аттемер, санан яту хисеплентер; санан патшалаху килтер санан иреку сер синче те султи пекех пултар…». Это «Отче наш». В храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в селе Калмантай богослужение совершается на двух языках: церковнославянском и чувашском. Почему это важно? Певчая Нина Ивановна Сараева, повар местного детского сада, отвечает: «Потому что мы должны знать свой язык»

Просмотров: 4127
Комментариев: 0

С Ольгой Лебедевой мы познакомились, когда приехали в село Воскресенское снимать репортаж в рамках проекта «Некраеведы». В тот день именно Ольга приняла нас в местном Свято-Троицком храме. В каждом ее слове чувствовались необыкновенная любовь к Богу и людям. С ней рядом настолько тепло и уютно, что не хотелось расставаться. Мы попросили Ольгу рассказать о своей жизни. Ведь она — настоящий хранитель прихода

Просмотров: 6461
Комментариев: 1

Для чего возрождать старинный храм в селе, казалось бы, умирающем, в селе, в котором не то что школы или детского сада нет, а даже магазина, в котором буханку хлеба можно купить? Увы, этот вопрос мы слышим нередко. Но он задается в земной плоскости: зачем, если не целесообразно. Верующий человек живет не на плоскости, а в трехмерном пространстве. Опыт возрождения храмов, уже имеющийся в нашей епархии и митрополии, подтверждает: ни один из тех храмов, которые подняты из руин, не остался пустым и никому не нужным

Просмотров: 10449
Комментариев: 0

Храм во имя святителя Николая Чудотворца села Стригай Базарно-Карабулакского района был построен тщанием прихожан в 1907 году. После революции 1917 года он был закрыт, а потом осквернен. Было утрачено внутреннее убранство церкви, и, что самое страшное, полностью обрушилась крыша. От святыни остались практически одни стены. Увы, мы можем сказать, что это типичная история для сельских храмов нашей епархии. То, что возводилось с любовью и верой в Бога, было разрушено в одночасье злой волей людей. Удастся ли восстановить храм в прежнем виде? Пока об этом нельзя сказать с уверенностью. Но можно, по крайней мере, попробовать привести в порядок то, что от него осталось. Это и делают волонтеры — прихожане саратовского храма во имя святого пророка Илии. Наш корреспондент присоединилась к ним, чтобы узнать, как идет восстановление старинной церкви силами добровольцев

Просмотров: 9554
Комментариев: 0

Поселок в Пугачевском районе, где расположен Свято-Никольский женский монастырь, так и называется — Монастырский. В его истории, начавшейся более двух с половиной веков назад, были разные времена: подъема и падений, разрухи и восстановления. Мы приехали в монастырь в благодатный его период. Для меня это была служебная поездка, для моих детей, никогда не бывавших в монастырских стенах,— паломническая

Просмотров: 9631
Комментариев: 0

Прошлой осенью, как раз на Покров, Таволожку посетил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (ныне Митрополит Симбирский и Новоспасский.— Ред.). Он совершил молебен в стенах старого храма, а затем состоялся разговор — с прихожанами, фермерами, местной властью — о перспективах его возрождения. Владыка показывал фотографии церкви в Ивановке Базарно-Карабулакского района — она находилась в таком же примерно состоянии, как Всехсвятская, а теперь это великолепный храм, подворье Сергиевского женского монастыря в соседней Алексеевке. Может ли такое чудо совершиться и здесь, в Таволожке?

Просмотров: 9175
Комментариев: 0

«Ведь все события, происходившие в нашей стране, коснулись и села Липовки. Нет уже сел Биклея, Бурцовки, Абалихи (можно продолжить: нет Надеждина, умирают Малая и Большая Гусихи, Белый Ключ…). Мы сделали все, чтобы нашу Липовку не постигла та же участь. И главное – всем миром построили церковь в нашем селе. Без веры в Господа движения вперед нет. Любить Родину – значит изучать ее прошлое, быть ей опорой в настоящем и – главное – верить в ее будущее»

Просмотров: 2406
Комментариев: 1

В Базарно-Карабулакском районе есть два старинных села — Алексеевка и Ивановка. В обоих — большие прекрасные храмы: соответственно, Сергия Радонежского и Иоанна Златоуста. Трудно поверить, что совсем недавно они являли собой руины; что на усеянный битым кирпичом и мусором пол Златоустовского храма в Ивановке падал снег и лил дождь, а в Алексеевском храме полвека кряду хранили зерно. Однако это так, и любой местный житель вам это подтвердит

Просмотров: 1565
Комментариев: 0

Это был один из самых коротких и самых пасмурных дней уходящего года; в половине восьмого утра казалось, что на этом свете никогда уже не рассветет. Но к восьми мы стали видеть прикрытые ненадежным снежком поля и темные леса по сторонам дороги. Позади остались Тепловка, Базарный Карабулак, Адоевщина… И вот он, новый белый храм Иоанна Богослова, прекрасно вписавшийся в пейзаж. Казанла! Старинное чувашское село, в котором я не впервые, из которого я снова уеду со смешанным чувством — радости и печали, тревоги и надежды

Просмотров: 1715
Комментариев: 0

В самом дальнем уголке Саратовского района, на границе с районом Красноармейским, вдоль берегов великой Волги раскинулось старинное село Синенькие (ранее — Рождественское). Здесь идет активная работа по обустройству храма Рождества Христова и по крупицам восстанавливается духовная жизнь мирян. Прихожанка храма Вера Карамышева поделилась своими наблюдениями о том, как в село возвращается православная вера

Просмотров: 1577
Комментариев: 0

Людей в храме не так много, меньше трех десятков. Поет приходской хор — три женщины и один мужчина, молодой еще человек, Владимир. Апостол читает Александр Мурыгин — алтарник, тоже местный житель, пенсионер. А совершает Евхаристию настоятель — иерей Иоанн Лошкарев. Все его дети — 11-летний Иван, 7-летний Серафим, Елисавета, которой пять лет, и трехлетняя Ксюша — здесь же: мальчики прислуживают в алтаре, девочки среди прихожан, под их неусыпным и нежным надзором. Беда в том, что у этих детей нет мамы: 36-летний отец Иоанн мужественно несет тяжкий крест раннего священнического вдовства

Просмотров: 1753
Комментариев: 2

Приход этого небольшого села не сказать чтобы знаменит, но довольно известен в нашей епархии. Люди в нем удивляют и душевностью, и самостоятельностью, и, главное, своей верностью — молитве, храму, Христу. Речь идет о селе Максимовка Базарно-Карабулакского района

Просмотров: 1784
Комментариев: 0

Поруганный храм все равно остается храмом... В селе Таволожка, которое, вопреки скорбной демографической статистике по сельской местности, вымирать вовсе не собирается, местные фермеры задались целью восстановить старинный полуразрушенный храм во имя Всех святых

Просмотров: 1775
Комментариев: 0

Великомученицу Параскеву можно с уверенностью назвать святой села Елшанка. Когда другие села и деревни исчезают с карты Саратовской области, Елшанка, напротив, быстрыми темпами развивается. Население растет и молодеет. Недавно в нем даже возвели второй детский сад — такое большое количество детей в Елшанке. Местные жители чтят свои корни, интересуются историей села и, как могут, поддерживают памятники архитектуры. И во всем этом им помогает ставшая для них родной святая Параскева Пятница.

Просмотров: 2397
Комментариев: 0

«Село было — вон оттуда и до прудов. Триста двадцать дворов, это сколько же народу…». Народ вымер и разъехался, дворы запустели и разрушились. Сосновки как села давно не существует. Но в низинке на месте бывшего села белеют новые кирпичные домики: с недавних пор здесь обитают рабочие местного фермера Владимира Мочкина. И именно руками этих рабочих на средства хозяина сейчас понемногу восстанавливается многострадальная, почти двухсотлетняя Покровская церковь — кстати, памятник архитектуры областного значения. Мой собеседник Саша гордится своей работой — голубыми, в звездочках, куполами — и показывает ее всем: «Нравятся звездочки?..»

Просмотров: 2257
Комментариев: 0