+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
«Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим…»
Просмотров: 424     Комментариев: 0

Наши обращения к Богу чаще всего связаны с просьбами – с этим согласится практически каждый. А благодарим ли, умеем ли мы благодарить за все, что дает нам Бог – всему человеческому роду или отдельному человеку? В том числе – за возможность приходить в храм на богослужение, получать Божественную благодать, прощение грехов. Размышлениями на эту тему, связанные с прочтением одной из книг митрополита Вениамина (Федченкова), делится с нами клирик Свято-Троицкого собора иерей Александр Станотин.

Божественная литургия. Эти слова вплетаются в нашу жизнь, когда мы становимся христианами. В нашем понимании они неразрывно связаны с Таинством Причастия. Возможно, многие из нас помнят свою первую Литургию и свое первое Причастие. И свой первый приход в храм на службу, когда пение и чтение, звучащие в храме, были для нас еще малопонятными, но нам так хотелось все узнать и во все вникнуть. Мне на первых порах очень помогла книга протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий». В ней в доступной форме объяснялся ход вечернего богослужения и Литургии. Понравилось символическое объяснение богослужения. Запомнив его, можно было как бы следить за историей Ветхого и Нового Заветов и меньше рассеиваться умом на службе. Вот как объясняет протоиерей Серафим начало всенощного бдения. Хор поет 103-й псалом: «Благослови, душе моя, Господа». «Во время этого пения священник выходит из алтаря, проходит среди людей и совершает каждение всего храма и молящихся, а диакон предшествует ему со светильником в руке. Это священнодействие напоминает молящимся не только сотворение мира, но и первоначальную, блаженную, райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог ходил среди людей в раю. Открытые царские врата знаменуют, что тогда райские двери были открыты для всех людей». А Литургия – это воспоминание пришествия в мир Господа Христа, Его крестной смерти и Воскресения.

***

Литургия – главное, самое важное из всех церковных богослужений, о котором во все времена христианства говорили особо. Оно берет свое начало в Тайной Вечере, когда апостолы впервые приобщились Святых Таин. Потом литургическое богослужение развивалось от агап первых веков христианства до того чинопоследования, которое всем нам знакомо, принявшего устоявшуюся форму в IV-V веках.

Несколько лет назад мне в руки попала книга митрополита Вениамина (Федченкова) «Литургия верных», которая позволила по-другому посмотреть на Литургию, увидеть в ее чинопоследовании не только символическое изображение искупительного пришествия в мир Спасителя, но и то, чего я раньше не замечал.

Книга митрополита Вениамина обширная, хочу выделить одну из главных мыслей, которыми делится со своими читателями Владыка: «Для того чтобы по-настоящему понять Литургию, нам необходимо обратить наше внимание на ее самую главную часть, называемую Евхаристический канон».

Митрополит Вениамин указывает на то, что на протяжении многих веков эта часть (Евхаристический канон) оставалась неизменной на фоне других частей Литургии, которые менялись исторически. Она, таким образом, стала нерушимым законом. Причиной этого, по мысли митрополита Вениамина, явилось ее содержание, связанное с существенными христианскими догматами, которые не подлежат никакому изменению.

Что означает слово «Евхаристия»? Многие под этим будут понимать или Святое Причастие, или часть богослужения, на которой совершается Таинство Пресуществления и приобщения, возможно, кто-то скажет, что это принесение Святых Даров как искупительной жертвы Богу. Все это имеет основание. Но, по словам митрополита Вениамина, суть Евхаристии не в этом. Владыка однажды обратил внимание на то, что и сейчас можно увидеть в наших храмах: люди во время Евхаристического канона встают на колени, выражая этим свое смирение, покаяние. Да и пение хора, подчеркивающее интонационно важность и торжественность происходящего в храме, невольно пробуждает такие чувства. Но, оказывается, по Церковному Уставу коленопреклонений здесь делать не полагается. Следовательно, характер, тон и смысл всей Евхаристии – не просительный, а иной.

Итак, в чем же главный смысл Евхаристии? – задается вопросом митрополит Вениамин и предлагает обратиться к переводу самого слова «Евхаристия». Оно пришло к нам из Греции и происходит от двух слов: «ев» – «благое, добро», и «харис» – «дар, подарок». А само слово «Евхаристия» по своему смыслу означает прежде всего благой дар, а потом и настроение благодарения. Если же соединить оба эти смысла, то получится «благодарение» за некий «благой дар». Чтобы подтвердить свои мысли, владыка обращается к содержанию священнических молитв, которые в древности читались вслух, а сейчас читаются священником про себя или же вполголоса. Их окончания мы слышим в качестве возгласов в конце ектений, произносимых диаконом во время службы. «Это наименование лишь кратко схватило и сформулировало все основные чувства и мысли, выраженные почти во всех молитвах на всем протяжении канона и связанные теснейшим образом с сущностью Таинства Евхаристии». И предлагает проследить, как именно.

«Прежде всего обратим внимание на самое слово: “Святые Дары”. Дар – это принесение от благодарящего за полученную милость. И этим именно словом называем мы Евхаристическую Жертву в тайной молитве еще на Херувимской песни и на следующей затем ектении: “Дары же и жертвы духовныя о наших гресех”. Так Церковь молится еще до канона, готовясь приступить к нему».

После Символа веры диакон приглашает приступить всех «к святому возношению». Но как? «С сокрушенным ли сердцем или с воплями о помиловании? Нет, а в мирном состоянии. А какой мир может быть при мольбах о пощаде и о помиловании?» Поэтому хор на слова диакона отвечает: «Милость мира, жертву хваления». «Значит, и мы в храме должны проникнуться с этого момента возвышенным чувством хваления, а не сокрушенным молением о помиловании, или обращением с просьбами о разных нуждах наших, хотя бы даже и о спасении души… Всему было время и еще будет; но только не сейчас».

Об этом ясно и уже совсем определенно говорит возглас священника: «Благодарим Господа!» И далее, в молитве священника, Церковь находит шесть разных слов благодарения, как бы не имея возможности сразу высказать свои чувства. За всех, «ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниях, бывших для нас». И после этой молитвы мы все, стоящие в храме, возвышаемся до ангельской высоты. Как? Вспомним слова ангельского славословия, которое поет хор: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» В Херувимской песни мы дерзали лишь припевать с Ангелами, а здесь наравне с ними хвалим Бога! «Вот как наполнена, насыщена славословием, благодарением уже большая часть самого центрального места Евхаристии! Похоже ли это на те скорбные и просительные наши настроения, с какими мы приступаем к этому канону?»

После Пресуществления Церковь с благодарностью вспоминает о спасенных людях, праотцах, отцах, патриархах, пророках, апостолах, исповедниках, благовестниках, воздержниках, а особенно – о «Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». И опять величание – хор поет «Достойно есть».

А сейчас о последнем славословии. Помянувши земных, нуждающихся тоже в милостях Божиих, Церковь заканчивает Евхаристический канон мольбой о том, чтобы Господь дал нам милость и впредь всегда – ныне и присно и во веки веков – «славити и воспевати Пречестное и Великолепое имя» Его. Пожелав затем «милостей» и всем присутствующим: «и да будут милости Господа нашего Иисуса Христа…», священнослужитель заканчивает Евхаристический канон внешним благословением, то есть опять радостно. «Вот каков основной характер Евхаристии, или тон ее: благодарственная хвала. И таким именно настроением и должен проникаться христианин, участвуя в этом моменте Литургии».

***

Таким образом, Литургия может научить нас благодарить Бога по-настоящему. Просить, наверное, уже стало делом более привычным. Даже в паломнической поездке или крестном ходе чувство просьбы в нас остается как бы естественным. Это и не возбраняется. Но как важно научиться благодарить. Это чувство выражается не только на Литургии, но и в других богослужениях возгласом «Благословен Бог наш» и сопровождает нас даже и там, где, на первый взгляд, этого не может быть.

«Троицкий листок»

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Теоретически в домашних условиях при наличии необходимых книг можно совершить все службы суточного круга. В этом вопросе в качестве конкретного руководства можно рассматривать такие книги, как «Часослов для мирян» и «Служба мирским чином» (Киев, 2006). В то же время запрещено совершать церковные таинства, в том числе и Литургию любого типа (как полную, так и Преждеосвященных Даров); важно отметить, что Литургия не является службой суточного круга, потому наше утверждение о возможности совершения всех служб суточного круга можно принимать без оговорок

Просмотров: 916
Комментариев: 1

Многие современные христиане не знают, что при отсутствии возможности молиться в храме каждый мирянин может совершать у себя на дому богослужения так называемым мирянским чином. Сейчас, в режиме самоизоляции, эта практика приобретает особую актуальность. О ней рассказывает настоятель Свято-Ильинского храма на Ильинской площади Саратова, руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии священник Дионисий Каменщиков

Просмотров: 695
Комментариев: 1

Церковное богослужение циклично, и литургисты говорят о трех кругах богослужения: суточном, седмичном и годовом. В настоящем очерке Алексея Сергеевича Кашкина, преподавателя СПДС, речь пойдет о суточном круге богослужения

Просмотров: 2008
Комментариев: 0

Каждую неделю в мире появляется два-три новых гимна. Кто составил самый первый сборник акафистов на Руси? Есть ли канонические нарушения в столь любимом у нас акафисте «Слава Богу за всё»? Что делается для создания «золотого фонда» акафистов? На эти и другие вопросы отвечает участник рабочей группы по кодификации акафистов Издательского Совета Русской Православной Церкви, клирик Саратовской епархии священник Максим Плякин

НАЧАЛО

Просмотров: 1033
Комментариев: 0

Кто-то, помнится, сказал, что сила святоотеческой литературы — в очевидности правды: такое невозможно придумать, надумать, намудрствовать, это непосредственно передаваемый опыт стояния в истине; каждый из святых авторов — не просто автор, но именно свидетель

Просмотров: 825
Комментариев: 1

Общее количество акафистов в мире сегодня насчитывает более двух тысяч. В мире в течение года в среднем появляется около сотни новых акафистов, посвященных преимущественно святым. Почему этот жанр так популярен среди верующих, какому святому написано больше всего акафистов и зачем переводить акафист с другого языка, если он уже написан по-славянски? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал участник рабочей группы по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества, клирик Саратовской и Вольской епархии священник Максим Плякин. Интервью опубликовано в № 7, 2019.

Просмотров: 1192
Комментариев: 0

Наш богослужебный церковнославянский язык – уникальное явление в мировой культуре. И дело не в том, что сфера его применения ограничена только богослужением, ибо более половины верующего населения земли (по некоторым оценкам – около 80%) молятся на языке, который не является их разговорным. А в первую очередь в том, что он никогда и не был разговорным, но сразу был создан как язык богослужения. Рассказывает Алексей Сергеевич Кашкин, преподаватель Саратовской православной духовной семинарии, заведующий кафедрой библеистики, кандидат богословия.

Просмотров: 1008
Комментариев: 0

Все тексты, которые поются или читаются в нашем богослужении, можно в упрощенном виде разделить на две группы: библейские фрагменты и гимнография. В настоящей статье речь пойдет о второй группе песнопений/чтений, то есть о гимнографии

Просмотров: 1793
Комментариев: 2

Литургия Великой Субботы — особенная, неповторимая служба, единственная в году — как правило, совершается в пустом или полупустом храме. Даже большинство из тех, кто старался по максимуму посещать службы Страстной седмицы, воспринимают утро субботы как время, когда можно немного выспаться, отдохнуть перед ночной службой и доделать перед праздником хозяйственные дела. Даже в храмах сразу после Литургии начинается суета — освящение куличей. Почему же так получается, что день, в который Церковь заповедует всем молчание, день Божественного покоя стал для нас самым суетным днем в году?..

Просмотров: 4841
Комментариев: 3

В этот день воспоминаются два события, которые и составляют содержание богослужебных текстов: покаяние блудницы, возлившей миро на ноги Спасителя, и замысел злочестивого Иуды предать своего Учителя.

Просмотров: 4519
Комментариев: 0

Пассия — самая поздняя по времени создания служба Великого поста, «богослужение страдания», подготавливающее нас к восприятию событий Среды, Четверга и Пятницы Страстной седмицы. Всего пассий четыре, по числу евангелистов,— на каждой из них читаются отрывки одного из Евангелий. Правда ли, что православные заимствовали чинопоследование пассии у католиков? В чем красота этой службы? Как настроить себя на правильное, духовное сопереживание Страстям Христовым? Об этом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова протодиаконом Александром Пушкаревым

Просмотров: 997
Комментариев: 0