Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

«Суровой истины чело» в баснях И.А. Крылова
Просмотров: 506     Комментариев: 0

И.А. Крылов преподал читателям нравственные истины, которые содержатся в евангельском учении и которым был научен русский народ Православной Церковью. В своих баснях Крылов порицает низменные страсти и грехи: гордость, тщеславие, сребролюбие, прелюбодеяние, лесть, угодничество, ложь, лень, зависть, осуждение, эгоизм… Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховский) в статье «Религиозное сознание в русской литературе пишет, что Крылов «подобен восточному мудрецу, загадывающему людям загадки, чтобы людей этих научить и вразумить…»

В басне «Василек» (1823) окружающие унижают смиренного Василька из-за его слабости и незначительности, считают недостойным благ мира. Но солнце Божие одинаково светит на всех людей, на все цветы и творения:

Куда лишь луч его достанет, там оно
Былинке ль, кедру ли – благотворит равно,
И радость по себе и счастье оставляет…

«Так еще раз напоминается истина: Бог, Его Промысл на всех равно распространяет Свою милость и любовь – никто не должен оставлять веры и надежды на это. Господь Бог есть солнце и щит (Пс. 83, 12)», – писал доктор богословия М.М. Дунаев об этой басне в работе «Вера в горниле сомнений».

Кажущаяся простота сюжета подчас препятствует читателям раскрыть глубинный философский смысл его басни. Например, басня «Водопад и Ручей» (1817) раскрывает важное для христианства понятие «Источник Жизни»:

Кипящий Водопад, свергаяся со скал,
Целебному Ключу с надменностью сказал,
Который под горой едва лишь был приметен,
Но силой славился лечебною своей:
«Не странно ль это? Ты так мал, водой так беден,
А у тебя всегда премножество гостей?
Не мудрено, коль мне приходит кто дивиться;
К тебе зачем идут?» – «Лечиться», –
Смиренно прожурчал Ручей.

Так скромный Ручей оказывается полезнее заносчивого и надменного Водопада. Истинная добродетель часто скромна и незаметна.

М. М. Дунаев писал: «Едва ли не все басни Крылова раскрывают действие Промысла в жизни человека… Не о том ли басня “Стрекоза и Муравей”, на которую любил ссылаться в своих наставлениях оптинский старец Анатолий? Кто-то возразит, что в басне звучит призыв к труду для обеспечения благоденствия. Однако именно Промысл ждет от человека необходимых усилий, а не пассивного порхания в бездумной надежде на постороннюю помощь. Царство Небесное силою берется (Мф. 11, 12)». По мнению М.М. Дунаева, И.А. Крылов – настоящий православный баснописец: «Во многих баснях Крылов отвергает гордыню, противопоставляя ей смирение, основу православной духовности. Самый яркий пример – басня “Водопад и Ручей”»…

В басне «Лань и Дервиш» (1814) Крылов раскрывает сущность истинной любви – жертвенность и бескорыстие. О такой любви свидетельствует святой апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует… любовь не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла… (1Кор. 13; 4). Молодая Лань, потеряв собственных детенышей, стала кормить своим молоком двух маленьких волчат. Дервиш осуждает безрассудство Лани, на что та возражает ему: «Мне чувство матери одно теперь лишь мило». Этой басней Крылов хотел сказать, что добрые дела совершаются без расчета на благодарность, что смысл жизни состоит в жертвенной  бескорыстной любви. Оптинские старцы ценили басни Крылова и не раз наставляли своих духовных чад высказываниями из них. Так архимандрит Агапит (Беловидов)  в жизнеописании преподобного старца Амвросия Оптинского пишет, что в хибарке великого старца лежала книга басен Ивана Андреевича. Во время приема посетителей он нередко прибегал к ним. Так он велел монахине Шамординского монастыря прочесть вслух басню «Ручей». Эта басня о ложном смирении, которое ведет к греху осуждения. Маленький и прозрачный ручей осуждал реку, в которую впадал, за то, что она «алчно поглотила» многие «жертвы». Но вот разразился ливень, ручей разлился, закипел и наделал бед еще больше, чем река.

Как много ручейков текут так смирно, гладко
И так журчат для сердца сладко,
Лишь только оттого, что мало в них воды!

В басне «Зеркало и Обезьяна» (1816) говорится о грехе осуждения. Обезьяна, не узнав своего отражения в зеркале, стала смеяться над собой и уверять, что многие ее кумушки похожи на эту мерзкую рожу.
«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться», – говорит баснописец. И что ты там смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна  в твоем глазе не чувствуешь? (Мф. 7, 3), – учит Иисус Христос в Нагорной проповеди.

В басне «Бедный Богач» (1828) обличается страсть сребролюбия. Об этой страсти святой апостол Павел писал в послании к Тимофею: Корень всех зол есть сребролюбие (1Тим. 6,10), которое губит человека. В басне бес подарил бедняку волшебный кошелек, из которого бедняк постоянно мог вынимать золотые монеты. Но бес поставил условие: «Истратить одного червонца ты не волен, пока в реку не бросишь кошелька». У бедняка скопилось много денег, но всякий раз, когда он  решал расстаться с кошельком, в его голове рождалась лукавая мысль: «А почему бы мне не быть богаче вдвое?» – и он продолжал вытаскивать червонцы из кошелька. В итоге Крылов пишет:

Таскал, таскал… и в чем же кончил он?
На лавке, где своим богатством любовался,
На той же лавке он скончался,
Досчитывая свой девятый миллион…

Петр Плетнев сказал о Крылове: «На него никогда не пройдет мода, потому что успех его от нее никогда не зависел. Никто не откинет Крылова, кто читает для того, чтобы окрепнуть умом и обогатиться опытностью».

«Троицкий листок» 

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.