+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
«Собибор»: Исход лейтенанта Печерского
Просмотров: 951     Комментариев: 0

О вышедшем недавно на экраны фильме «Собибор» Константина Хабенского и жизни офицера Красной армии Александра Ароновича Печерского размышляет священник Андрей Мизюк.

К своему стыду я, интересовавшийся прежде историей Второй мировой войны, мало что знал об этом месте. Собибор… Лагерь уничтожения. Место на юге-востоке Польши близ одноименной деревни. После убийства последних узников от него постарались не оставить и следа. В Иерусалиме, в мемориале жертв холокоста «Яд Вашем», на одном из стендов есть скупые строчки, в которых сообщается, что лагерь «Собибор» действовал с марта 1942 по октябрь 1943 года. 14 октября 1943 года в нем произошло восстание заключенных…

Примечательно в истории этого лагеря то, что именно произошедшее там восстание оказалось единственным успешным из тех десятков случаев, которые сегодня известны истории. И это неудивительно: концентрационные лагеря имели своей целью не только физическое порабощение, но и полное моральное подавление человеческой личности. Впрочем, насколько и это восстание можно назвать успешным? Из тех, кто совершил побег, многие были вскоре пойманы эсэсовцами или же выданы им местными жителями и расстреляны. Те же, кто не решился бежать и остался в лагере в надежде на снисхождение за лояльность, были уничтожены сразу же. Сумели уйти от розыска и присоединились к партизанским отрядам лишь около пятидесяти человек. Одним из них был офицер Красной армии Александр Аронович Печерский, судьба которого и показана в данном фильме.

Кинолент о концлагерях и о том, что такое нацизм, много. Среди них есть немало очень достойных и серьезных картин, снятых как на Западе, так и на советских киностудиях. Однако я затрудняюсь припомнить что-то действительно стоящее внимания по этой теме за последние тридцать лет. Пожалуй, последним по времени из сильнейших фильмов о преступлениях нацистов стала картина Элема Климова «Иди и смотри», вышедшая на экраны в период перестройки. И именно с ней я невольно сравнивал «Собибор».

Мне хорошо понятно, почему тема Собибора не могла быть раскрыта в советских фильмах. Не таким рисовался в те времена образ солдата-победителя — не пленным евреем, поднимающим восстание, которое было практически обречено и в результате которого почти все погибли. Здесь нет однозначности — это фильм об очень непростых вещах. Нет того, что сегодня называется «экшн». Нет героев, которые залихватски ломают фашистов и спасают страдающих пленников. Персонажи этого фильма разные, но все они просто люди. Люди, которые хотят жить — и в этом заключено для них главное. Но что действительно есть и показано — так это сила духа этих обреченных людей. То, о чем действительно нужно вспоминать, говоря о войне.

На мой взгляд, самое сильное в этой кинодраме — то, как передана сама атмосфера лагеря смерти. Не через картины убийств, не через эпизоды жестокости, которых логично было бы ожидать. А через цвет и свет, через напряжение, через чувства, через ту боль, которая действительно отражена на лицах героев. В фильме есть страшные по содержанию сцены, но и в них нет никакого смакования чудовищной физиологии смерти. Создатели картины акцентируют наше внимание прежде всего на возможностях сопротивления этому аду. На том, что узники восстают против своей смерти не только оружием, но и духом. И это то, что заставляет задумываться и размышлять.

Боль и ожидание конца — вот воздух Собибора. Чтобы жить и выживать там, нужно было совершать невозможное. Известно, что тот же самый лейтенант Печерский — в реальной жизни, а не в фильме — по прибытии в лагерь назвался плотником, хотя был музыкантом. Он знал к тому времени нацистский девиз «Труд освобождает», то есть освобождает от смерти, хотя бы на время. Из человека выжимали все силы, а потом он становился расходным материалом.

Отобранные для уничтожения люди отводились в газовые камеры, или, как это называли сами палачи, «душевые для дезинфекции». Скрывать от своих жертв факт неминуемой и близкой смерти приходилось из соображений удобства и собственной безопасности — ведь человек, осознающий, что через несколько минут ему предстоит умереть, мог повести себя по-разному.

Знали о том, что впереди у них — либо расстрел, либо «душевая», и те несколько заключенных, которые продумывали план восстания. Не побега, а именно восстания, потому что смерть будет и в том, и в другом случае, но восстание дает хотя бы небольшой шанс. Это отчаяние, но отчаяние, устремленное к жизни. Возглавляет мятежников лейтенант Александр Печерский. В фильме с исторической достоверностью, по описаниям из воспоминаний, воссозданы эпизоды побега: ликвидация офицеров СС, бунт заключенных, отказавшихся идти в «душевые», неравный бой узников с превосходящими силами охраны, момент, когда ворота лагеря открываются и разбиваются изнутри. Свобода становится реальностью. Для большинства из бежавших она была недолгой, но настоящей, самой светлой отрадой после многих месяцев нечеловеческой тьмы.

В фильме отражены истории многих реальных людей, в том числе и тех, которые не только бежали, но и выжили. Среди них — Сельма Вейнберг и Хаим Энгел. Их судьба — сюжет для отдельной книги. Они познакомились и полюбили друг друга в Собиборе, она была свидетелем многочисленных пыток своего будущего мужа, он носил двое штанов, чтобы хоть как-то смягчить невыносимую боль от порок, которым регулярно подвергался. После побега их скитания продолжались еще много лет, пока в конце концов не завершились в США.

На этот кинопоказ можно и нужно сходить с детьми-подростками — лет с четырнадцати. Этот фильм расскажет им о том, что война — это боль, страдание, смерть, и никакого отношения к тому, что называется боевиком, она не имеет. Они увидят, что зло тогда было сломлено нечеловеческими усилиями. Точнее, не только человеческими. Может быть, совсем не случайна и дата восстания в Собиборе — 14 октября, Покров Пресвятой Богородицы, Ходатаицы и Защитницы погибающих и погибших.

Почти у каждого из нас дома есть фотографии наших дедушек и бабушек, прошедших и переживших эту войну, но мы никогда не сможем понять и до конца прочувствовать то, что видели и прожили они. А еще, посмотрев этот фильм, нельзя не задуматься о том, что цена этой действительно невероятной и великой победы настолько велика и страшна, что благодарностью за нее могут быть только молитва и память, а не бахвальство и размахивание атрибутикой, стилизованной под военное время. Воспоминания о Великой Отечественной должны не будоражить наше воображение, а заставлять наше сердце содрогаться и побуждать нас жить дальше так, чтобы никогда больше в этом мире не повторилось то, что пришлось пережить нашим родным и близким всего три-четыре поколения назад.

И напоследок… Очень жаль, что в фильме почти ничего не сказано о самом лейтенанте Печерском.

К моменту попадания в Собибор за его спиной был уже почти год плена, перенесенный на ногах в лагере военнопленных тиф, попытка побега в Минске. Он был доставлен в концлагерь 22 сентября, а уже 14 октября возглавил восстание. После побега ему, как уже было сказано, удалось уйти от погони и пробраться к партизанам. После соединения с частями Красной армии он попал в штурмовой батальон, который по сути своей считался штрафным. Тяжелое ранение, инвалидность. Победа.

Еще во время войны Александр Аронович Печерский дал показания и рассказал о восстании в Собиборе. Эти воспоминания в виде очерка записали Павел Антокольский и Вениамин Каверин, однако изданы они не были: сборник «Черная книга», куда вошел этот текст, был запрещен цензурой. На Родине героя восстания ждали и другие неприятности. В 1948 году ему припомнили плен: в ходе кампании против «безродных космополитов» он потерял работу и устроиться вновь смог только после смерти Сталина.

Власти ФРГ вызывали Печерского в качестве свидетеля тех событий, но его не выпустили из страны. Однако в 1963 году он все же выступил свидетелем обвинения на процессе против одиннадцати охранников лагеря Собибор, состоявшемся в Киеве. Оставшиеся годы, вплоть до кончины, бывший узник концлагеря скромно жил в Ростове-на-Дону. Александр Аронович Печерский скончался 19 января 1990 года и был похоронен на Северном кладбище Ростова-на-Дону. В 2016 году он посмертно награжден орденом Мужества.

Удивительная, прекрасная и страшная жизнь, которую не вместить ни в книгу, ни в фильм… Печерский вспоминал о своем прибытии в Собибор: «Интересно, сколько у Данте кругов ада? Девять? Я прошел больше». И нет сомнений, что действительно прошел. И достойно вышел.

И может быть, даже неплохо, что в фильме Константина Хабенского так мало сказано о том, кто совершил почти невозможное. Ведь интересно теперь найти и прочитать. А прочитав, задуматься о том, насколько сильно понятия «человек» и «жизнь» неразделимы. Даже смерть не разлучит их. За это право быть заплачено очень дорого. И не только тогда, более семидесяти лет назад…

Ценой этого права быть стала смерть на Кресте.

Победу над ней мы и празднуем каждую Пасху. Ведь не случайно победа в Великой Отечественной была так близка к Пасхе…


                                                                                                                                                                     Фото из открытых интернет-источников

                                                                                                                                                                         Газета «Православная вера» № 10 (606)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.