+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Открытый небу антиминс
Просмотров: 1346     Комментариев: 0

В Саратовской митрополии состоялось празднование Собора Саратовских святых

Редкий в этом году солнечный осенний день, небольшая площадь у часовни Воскресения Христова на Воскресенском кладбище, священнослужители в белых облачениях, женщины в нарядных платках, мужчины со строгими лицами, неугомонные дети… Все со свечками или радостными свечами-фонариками, как на Пасху. Посередине площади напротив обелиска жертвам политических репрессий — тетрапод (панихидный столик). Тяжело и плавно развеваются на ветру хоругви, над осторожным гулом человеческих голосов звонко щебечут птицы, а солнце так благодатно и щедро льется с неба, что с трудом верится в это непостижимо-невозможное, совсем близкое прошлое, вопиющее к нам кровью новомучеников.

Здесь, на Воскресенском кладбище, собрались клирики храмов области и миряне в канун дня памяти Собора Саратовских святых, 14 сентября. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, Епископ Покровский и Николаевский Пахомий в сослужении духовенства митрополии совершили панихиду по убиенным и претерпевшим гонения от безбожных властей.

— Множество людей в XX веке запечатлели своей кровью верность Христу и Его Церкви,?— отметил Владыка Лонгин, обращаясь к собравшимся.?— Так было по всей Русской земле, недаром говорят, что Россия — это огромный открытый небу антиминс. Мы с вами слишком мало думаем об этом и слишком мало вспоминаем этих людей, а ведь это они, и только они удерживают сегодня нашу страну от падения в пропасть, на краю которой она находится уже не одно десятилетие. Вот почему, молясь о людях Церкви, которые погребены здесь в братских могилах, мы молимся и обо всех, погребенных на этом кладбище, пострадавших, может быть, не только за исповедание имени Христова,?— за всех тех, кто не смог примириться с беззаконием, уничтожавшим на их глазах любимое Отечество.

Владыка призывал паству просить у Бога помощи и душевных сил проявлять в многоразличных житейских скорбях, которыми столь полна жизнь каждого человека, такую же стойкость, любовь к Богу и надежду на Христа, какую проявляли новомученики и исповедники Российские.

Десятки имен на устах молящихся, длинные списки в синодиках, специально составленных епархиальной комиссией по канонизации подвижников благочестия на основе архивных документов, устных свидетельств родственников наших пострадавших земляков…

— Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих, всех православных христиан, в мире с Тобой и Церковью прибывших, в годину безбожного гонения убиенных за веру в Тя, в ссылках и каторгах, во узах преставльшихся, и иже по узах в мире преставльшихся, их же имена Ты Сам, Господи, веси,?— звучат слова специального прошения, бьются в виски, как пульс… И вдруг со всей остротой вырастает в душе ужас: такие, как мы, старые и молодые, малограмотные и высокообразованные, они просто жили — радовались и огорчались, злились, прощали, ненавидели и любили, но однажды они были вынуждены вступить на путь безоглядного выбора между своей жизнью и верностью Христу. Это не просто имена, произносимые диаконом на ектениях,?— реальные люди, снова и снова побеждавшие боль и страх и в конце концов — победившие. Мы ходим по тем же улицам, мы молимся в тех же храмах, мы теперь стоим под этим мягким солнцем и можем не бояться…

— Мне кажется, одна из самых больших бед, которая обрушилась на нашу страну в XX веке,?— это принудительное вытравливание памяти,?— поделился своими размышлениями после окончания панихиды секретарь епархиальной комиссии по канонизации священник Максим Плякин.?— Отыскивая имена тех, кто отдал свою жизнь в годы страшных гонений, мы пытаемся наверстать упущенное. В отношении одних уже идут процессы прославления в лике святых, в отношении других эти процессы никогда не будут начаты, потому что нет никаких биографических сведений об этих людях. Но если мы будем поминать на таких панихидах архиереев, священников, псаломщиков, простых прихожан, встававших на защиту своих храмов, то мы тем самым не дадим себе забыть и о страшных событиях отечественной истории, которые не должны повториться. Мы обязаны помнить — здесь и сейчас.

Воскресенское кладбище выбрано местом соборного совершения панихиды не случайно: на нем находятся две братские могилы. В одной покоятся расстрелянные в 1919 году священники и миряне, двое из которых прославлены в лике святых (это священномученик Герман (Косолапов), епископ Вольский, и священномученик Михаил Платонов, настоятель Серафимовского храма Саратова). Их приговорили к смерти — надо было уничтожить как можно больше «чуждо-классовых элементов». Со слов случайных свидетелей известна такая подробность: арестованные священнослужители перед казнью отпели сами себя и тех, кто находился с ними, потому что больше некому было сделать это.

В другой братской могиле — жертвы террора 30 х, 40 х и даже по некоторым данным 50 х годов. На месте обоих захоронений стоят Поклонные кресты, туда регулярно приходят люди, но разместиться там большому количеству народа невозможно. Поэтому масштабные общественные поминовения было решено проводить возле памятного камня-обелиска, установленного общественной организацией «Мемориал». На такой панихиде не покидает ощущение строгого и высокого торжества:

— Это мужество перед лицом гонителей, когда, невзирая на пистолетное дуло, уже направленное в грудь, совершается последняя молитва, последнее сердечное воздыхание к Богу перед тем, как встретиться с Ним лицом к лицу, не может не вызывать трепета,?— отметил отец Максим.

Память Собора Саратовских святых отмечается третий год подряд. Первый год установления праздника основные торжества прошли в Саратове, во второй год — в Покровске (Энгельсе). На этот раз центром празднования стала Балашовская епархия.

Хочется надеяться, что как можно больше наших земляков узнают о том, что происходило в стране и Церкви, узнают о святых родной земли.

Фото Александра Курочкина

Газета «Православная вера» № 18 (494)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.