+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Богатыри. Не мы?
Просмотров: 2515     Комментариев: 0

О современных героях, подвигах и немного о любви

Когда некоторые из нас начинают вздыхать о том, что вот, мол, раньше люди были герои, гиганты духа — не чета нынешним, измельчавшим, очень часто хочется поддакнуть и в качестве доказательства начать вспоминать о делах давно минувших дней, о былинных богатырях и героях Великой Отечественной. И все это получится — как ни крути — не в пользу нашего времени, когда не в ходу слова «честь», «совесть», «Родина», когда фраза «Общественное — выше личного» вызывает только усмешку.

«Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя. Богатыри — не вы...». Не мы — вроде и не поспоришь. Да и само слово «герой» будто взято из бабушкиного сундука — старомодное, слегка запылённое. Хоть в моде который сезон винтажные вещи — не каждый отважится примерить на себя.

Но чудно выходит: на беды наше время богато, а на героев — нет? Что это — особенность нашего зрения, когда всё бывшее кажется огромным и значимым, а то, что случается здесь и сейчас, остаётся незамеченным? Привычка рассматривать те или иные явления и события исключительно постфактум? Или же мы отчего-то разучились быть благодарными и стесняемся называть героями тех людей, которые приходят на помощь и помогают нам, часто — ценой собственной жизни? Наверное, и то, и другое.

Есть мнение, что в реальной жизни герои бывают как положительные, так и отрицательные. Другими словами, герои — все люди, поступки которых потрясают и удивляют. Это как в литературных произведениях, где героями могут быть не только симпатичные персонажи, но и отъявленные негодяи, потому что в литературе герой — синоним главного действующего лица. Но по этой логике героями нашего времени являются, к примеру, норвежский убийца Андерс Брейвик или террористы, в сентябре 2004 года захватившие бесланскую школу… Их поступки до нынешнего дня на устах у всего мира. Ими, может, и не восторгаются, и вряд ли человек с нормальной психикой захочет им подражать, но их знают едва ли не все. И очень часто создаётся впечатление, что они-то и являются людьми, воплощающими в себе черты нашей эпохи. Добро же не требует для себя грандиозных декораций и публики, оно немногословно, не бросается в глаза, и поэтому на фоне подобных злодеяний выглядит пресновато. И уже не на всю планету, а только в пределах своего Отечества звучат в новостях имена Евгения Родионова и Сергея Солнечникова. А имён иных героев мы вообще не знаем. Скажите, знаете ли вы хотя бы некоторых воинов, которые освобождали бесланских детей? Знаете ли вы хоть кого-то из добровольцев, кто принимал участие в тушении пожаров, охвативших Россию в 2010 году? Вряд ли.

А ведь если не быть зацикленными на себе, любимых, можно увидеть, что вокруг нас есть много хороших людей. Людей неравнодушных, дарящих миру добро и любовь. Изо дня в день, вопреки всему, бескорыстно и самоотверженно. Уверена, герои нашего времени именно они, меняющие нашу жизнь и представление. Они поступают странно и старомодно, зная обо всех неудобствах и отсутствии какой бы то ни было выгоды, сеют там, где, казалось бы, и пожинать не придётся. Врачи, с Божьей помощью возвращающие к жизни тысячи тысяч. Военные, жизнь свою полагающие за наше мирное существование. Семьи с приёмными детьми. Педагоги и воспитатели коррекционных школ и интернатов. Доноры. Волонтёры. Люди, спасающие животных. Наконец, парни, вступающиеся за девушек.

Кто-то может возразить, что высота — не та. Ладно военные — лётчики, моряки, участники боевых действий, ликвидаторы катастроф и испытатели, а остальные-то из перечисленных? В общем, героям принято ставить памятники, а поставить памятник, например, парню, заступившемуся за девушку, не солидно как-то — тоже мне, подвиг! И экая, в самом деле, важность — накормить и обогреть котёнка! В наше-то время, когда бездомных, никому не нужных людей больше, чем брошенных животных, об этом ли беспокоиться? Но, наверное, с такой «мелочи» всё и начинается. Кто-то способен выбросить животное на помойку (да что там животное — новорожденного ребёнка!), а кто-то не может спокойно пройти мимо плачущего, и не важно, кто плачет — человеческий детёныш или зверушка.

Однажды услышала по телевизору фразу: «Герой делает то, что не могут сделать остальные люди». Хотелось бы поспорить: «остальные люди» могут сделать то же самое, но или не находят для этого необходимой мотивации, или не знают, что именно так и положено поступать человеку. И далеко не всегда дело в физической силе и каких-то специальных навыках. Очень часто на помощь приходят совсем не те, кто по каким-то причинам выбрал это делом своей жизни (спасатели, пожарные, медики), а люди совершенно посторонние и даже, казалось бы, немощные.

«Нет выше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». А если и не за друзей вовсе, и даже не за знакомых? Человек, бросающийся в огонь и воду, один против толпы, вряд ли анализирует и выгадывает пользу от того, что собирается сделать. Да и какая выгода может быть, когда ценой такого поступка может стать собственная жизнь? Напечатают в газете о благородном деле, сделают «героем дня» на местном ТВ, наградят грамотой, предложат денежное вознаграждение в знак благодарности? Человек делает шаг вперёд потому, что там — в опасности чья-то жизнь. Там — кто-то страдает и плачет, и невозможно пройти мимо. Или ещё так: пройти мимо можно, но как потом с этим жить? Здесь, видимо, воедино собирается всё: и воспитание, и самостоятельно выбранные ценности и идеалы, которым хочется следовать. Каждому дано право выбора, вот и выбирает каждый осознанно: кто-то себе в ущерб — беспокойное и любящее сердце, а кто-то — девизом для жизни фразу «моя хата с краю».

Рассуждать о том, что является подвигом, а что до этого определения по каким-то параметрам не дотягивает, можно лишь до тех пор, пока всё это не касается нас самих. Пока не мы на месте жертвы. Пока не мы нуждаемся в незамедлительной помощи. Пока не наше сердце разрывается от страха, боли и бессилия. О таких вещах говорить очень сложно. Сложно потому, что, восторгаясь поступками одних людей, невольно начинаешь осуждать других. И осуждать не грех, а грешника… Поэтому и ожидаешь вполне справедливый и уместный вопрос: «Вот ты рассуждаешь о чужой слабости, а сама уверена в том, что в такой точно ситуации поступила бы иначе?». И надо даже оправдываться за своё негодование по поводу убийства ребёнка, оставленных на произвол судьбы беспомощных стариков…

Конечно, велико желание сказать: «Да, я-то так никогда не сделаю!», но в том-то и дело, что не знаю. Не знаю, потому что очень хорошо «знакома» с собой и некоторые свои грехи вижу более-менее ясно. Казалось бы, это как раз и должно стать поводом для того, чтобы быть милосерднее и уметь (или хотя бы учиться) прощать. Ведь давно известно: не осуждай! Если ты сам можешь поступить низко, то почему же за ту же низость ты осуждаешь другого человека? Ведь если чья-то слабость и малодушие может затем перерасти в подвиг, то где гарантия, что у тебя произойдет именно так? Да, человек может ошибаться, но потом, единожды или в очередной раз смалодушничав, перед новым уже испытанием у него есть шанс попытаться стать человеком — через страх, боль памяти и уколы совести.

И всё равно, человеческие низость и мерзость вызывают отвращение. И свои, и чужие. В такие моменты как никогда остро чувствуешь необходимость и важность твоего обращения к Богу с просьбой о даровании сил, мужества и решимости. По сути, это то же, что и молитва о «конце мирном и непостыдном», потому что если раз за разом «мазать» мимо цели, то с чем же и предстать потом у последней черты? Да и во многих ситуациях, о которых говорилось выше, последняя черта как никогда близка — на расстоянии одного шага вперёд. И вот, оказывается, и в наше с вами время есть немало людей, которые на такой шаг способны.

Не существует героев со знаком «минус», потому что где герой — там подвиг, а подвига без любви не бывает. А те, другие, которые потрясают весь мир своими поступками — они называются как-то иначе...

Людмила Салимова

Газета "Православная вера" № 7(483), апрель, 2013 г.

«Я действовал на автоматизме»

Старший прапорщик Татищевского ракетного соединения Дмитрий Войтик спас утопающих девочек 8 марта 2013 года.

Так он рассказал о своем поступке:

«Мы с женой Светланой поздравляли родителей и близких с праздником в поселке Светлый. Возвращались в Татищево. Проезжая по дороге, рядом с прудом я издалека увидел на льду двух девочек. Было понятно по характерной одежде, что это не рыбаки. Я жене говорю: “Давай остановимся, скажем, чтобы со льда ушли” — и в этот момент проваливается сначала одна девочка, потом вторая.

Я сразу увеличил скорость. За 300­400 метров выскочил из машины (она даже не остановилась) и побежал. На ходу снимал куртку, чтобы, если сам провалюсь, она не мешала. Метра за три-четыре до детей лед начал трескаться. Я лег на лед и начал ползти. Одна девочка уже практически уходила под воду, вторая провалилась по грудь. Я им кричал, чтобы не шевелились и держались за кромку. Я одну зафиксировал левой рукой, а ту, которая по грудь провалилась, начал вытаскивать правой рукой. Вытащил, сказал, чтобы она в сторону берега аккуратно ползла. Потом вытащил вторую. Она сапоги потеряла. Вместе дошли до машины, они сказали адрес, и я их отвез домой. Сам в дом не заходил — мокрый весь был. Детей жена проводила. Я только девочку, которая без сапог была, до двери донес. По словам жены, дома у детей бабушка была».

По словам 40­летнего прапорщика, он начал осознавать произошедшее только вечером, после возвращения домой. Дмитрий отметил, что не считает себя героем. «На моем месте так, наверное, поступил бы каждый. Я действовал на автоматизме. Самое страшное было бы, если бы я не успел».

По сообщениям ИА «Взгляд­инфо»

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.